Смекни!
smekni.com

Общественно-исторические школы в культурологии (стр. 2 из 2)

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975) – английский историк и социолог, автор 12 – томного «Исследования истории» (1934 - 1961) – труда, в котором он (на первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот термин в качества синонима «культуры». А.дж. Тойнби происходил из английской семьи среднего достатка; следуя примеру своей матери – преподавателя истории, закончил Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в Афинах (Греция). В начале он увлекался античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором греческой, византийской, а позднее и всемирной истории в Лондонской университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал с МИДом, был членом британских правительственных делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил Королевским институтом международных отношений. Значительную часть жизни ученый посвятил написанию своего знаменитого труда – энциклопедической панорамы развития мировой культуры. Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианство, исламом, буддизмом и т.д.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них – его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. В отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «»цивилизаций», Тойнби, опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие. Движущими силами истории, помимо божественного «проведения», Тойнби считал отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Она отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными потребностями,в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общество. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв и ответить на «вызовы» истории оно превращается в «господствующую элиту». Навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф. Не отрицая поступательного развития человечества. Тойнби видел его, прежде всего, в духовном совершенствовании, в религии, которая в будущем станет единой общечеловеческой религией. Объективно опровергая своими расизм и «европоцентризм», Тойнби сочувственно относился к национально-освободительному движению, выступал за сотрудничество за сотрудничество и взаимопонимание между всеми народами, за их культурное самоопределение, позволяющее сохранить этническое многоцветие мира перед лицом угрожающей ему «вестернизации». Понимал он и опасность этого процесса применительно к современной России, и соглашался с довольно распространенной гипотезой о том, что коммунистические идеи и революционное брожение исторически заносить в нашу страну именно с Запада. Главной отличительной чертой Тойнби как теоретика и историка культуры было беспристрастно-плюралистическое видение человечества как семьи равноправных народов, исключающей какое-либо национальное или религиозное высокомерие и применение силы. К пресловутой «западной», прежде всего американской, цивилизации, постепенно захлестывающей весь мир и ныне претендующей на свою единственность, рафинированный английский интеллектуал Тойнби относился достаточно критически, имея в виду ее растущую бездуховность, фольклорную безликость, потребительство и экономическую агрессивность, часто прикрываемую якобы общечеловеческими идеалами. К сохраняющемуся и поныне определенному геополитическому недоверию между Россией и Европой он относятся так. «Если мы посмотрим на столкновение между Россией и Западом глазами историка, - писал он в 1952 г., - то увидим, что буквально целые столетия вплоть до 1945 года у русских были все основания глядеть на Запад с не меньшим подозрением, чем мы сегодня смотрим на Россию».

Заключение

Выдающийся советский социолог и культуролог ХХ века Питирим Сорокин (один из основоположников «социокультурной динамики» как отдельной

научной дисциплины и как аспекта изучения любой конкретной культуры в ее историческом развитии) считал, что «всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом, и выражают одну, и главную ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие основные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации». В таком плане и следует рассматривать культуру: во взаимосвязи и взаимообусловленности всех социокультурных компонентов национального целого, именно так и рассматривается культура с позиций социокультурной динамики.

Список литературы:

1. Багдасарьян Н.Г., Иванченко Г.В., Литвинцева А.В. Культурология: учебник -М.: Высш.шк., 2002.

2. Введение в культурологию, отв ред. Попов Е.В. - М. Владос, 1996.

3. Воскресенская Н.О. Культурология. История мировой культуры. Учебник - Юнити, 2006.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М. Аспект пресс, 1995.

5. Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ, 2000.

6. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997.

7. КравченкоА.И. Культурология: учебник – Проспект, Велби; 2007.

8. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

9. Семочкина М.Б. Культурология: Учебное пособие - Екатеринбург, 1998.

10. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Электронные ресурсы:

11. http://www.humanities.edu.ru/