Смекни!
smekni.com

Архитектура Франца Хайтмана (стр. 2 из 2)

Под это новое строительство Хайтман добился изменения городского Устава. С его подачи муниципалитет отменил средневековые положения об обязательной прямоугольной сетке улиц, и ввел возможность строительства в новых районах улиц кривых и радиально расположенных.

Амалиенау впервые произошёл отказ от принятого до сих пор на новостройках Кёнигсберга растра улиц, перекрещивающихся друг с другом под прямым углом. Вместо этого план предусматривает не только изогнутые в плане улицы, но и, прежде всего, площади, к которым выходят улицы. В южной части квартала вилл есть несколько площадей, преимущественно, круглой формы. В северной части имеется только одна площадь квадратной формы — Цитенплац. Она повёрнута на 45° вокруг растра улиц, благодаря чему смогли быть образованы четыре длинные стороны площади, не прерываемые окончаниями улиц. Красивая площадь была застроена по северо-западной стороне ещё до 1914 года. Остальные стороны площади, как и вообще большая часть улиц в северном Амалиенау, тогда уже не смогли быть застроены. Строительные просветы были закрыты только в 20-х и 30-х годах.

В итоге Амалиенау стал прототипом строительства других зеленых районов города. В отличие от Миттельхуфена примыкающая с запада “Колония Амалиенау” впервые была освоена и застроена по единому плану. Планирование и освоение производились основанным в 1898 году Кёнигсбергским обществом недвижимости и строительства, в создание которого существенный вклад внёс архитектор Фридрих Хайтманн. В 1901 году такое планирование было закреплено законодательно новым строительным уставом. Более крупная южная часть Амалиенау была предусмотрена исключительно для застройки виллами. В северной части, впрочем, которая охватывается в форме треугольника с Хаммервега, Хагенштрассе и по направлению к Миттельхуфен с Харденбергштрассе, была разрешена застройка «трёхэтажными домами на 6 семей в стиле вилл».

Идея застройки колонии Амалиенау по возможности самым широким спектром различных форм жилых зданий и вообще домов принадлежит Фридриху Хайтманну. Это выразилось, с одной стороны, в разнообразии стилей, которые были здесь возможны, с другой, в смеси вилл и многосемейных домов, которые должны были приспособиться к характеру вилл. Задумывалось привлечь зажиточных горожан, которые не отваживались потратиться на отдельно стоящий дом и не хотели жить в одиночестве, но, тем не менее, желали жить в зелёной зоне за пределами города.

Хайтманн отнёсся со всей серьёзностью к заданию выстроить эти дома в стиле вилл.

Например, Дом на шесть семей по Харденбергштрассе, 8-10 (ныне Пугачева, 9). Для лестничной клетки им была выбрана элегантно изогнутая форма. Потом он попытался устроить освещение коридора естественным светом (что издавна считалось признаком виллы), сделав на обратной стороне глубокую врезку. От представительного, хорошо скроенного коридора отходят три из пяти комнат. Все остальные помещения, носящие более частный характер, имеют вход с другого узкого коридора. Все комнаты — как принято в виллах — соединены между собой дверями.

Таких же усилий Хайтманну стоил фасад, который он, как и свои виллы, разделяет на три сдвинутые формы. Сначала на два боковых ризалита с одной парой окон и расположенной рядом лоджией и широким вальмовым фахверковым фронтоном, как было принято в стиле виллы (или сельского дома). А потом добавляется отступающая назад средняя часть, к которой посередине он добавляет крытый балкон, увенчанный маленькой башней.

При восстановлении сгоревшего дома фахверковый фронтон и маленькая башня не были восстановлены. Наверное, потому, что российские архитекторы не имели никакого представления о том, как выглядел фасад прежде. Вместо этого над выступами и нишами руины был устроен по всему периметру водосточный карниз. Из-за этого подвижность сохранившегося внизу фасада, который продолжался раньше в форме крыши, находит отнюдь не самое подходящее завершение.

Многие из этих построек сохранились и по сей день, хотя частично в измененном виде. К сожалению, многие дома были разрушены войной.
§5. ОЗЕЛЕНИЕ КЕНИГСБЕРГА

В СВЯЗИ С ИМЕНЕМ Франца Хайтмана стоит упомянуть и процесс озеленения Кенигсберга. До середины 19-го века это был обычный средневековый город – с очень небольшим количеством деревьев на улицах. В 1875 году, в столице Прусии – Кенигсберге – был организован союз озеленения. Первую очередь союз занялся учетом всех деревьев и улучшением парковых зон. Был «упорядочен» старинный парк, основанный в 17 веке.

В 1908 году в Кенигсберге было около 820 тысяч кв.метров парков и садов. В 1909 году по сторонам улиц произрастало около 14 тысяч специально выращенных деревьев редких пород. К 1928 году зеленое «убранство» Кенигсберга выросло до 6303744 кв.метров. Среди высаженных пород были бук краснолистный, каштан красноцветный, азалия, гинкго, тополь Вильсона, кедровая и австралийская сосна, ель сербская, пихта голубая, несколько видов клена, ильмов, плющ, миндаль и другие. Эти деревья и сейчас можно увидеть на улицах Калининграда.

По всему периметру старых городских укреплений был создан мощный пояс зеленых насаждений. Общая их площадь, включая пруды и дачные участки, составила 7 872 000 квадратных метров.

заключениЕ

Умер Ф. Хайтман 13 августа 1921 года в Кёнигсберге.

Он оставил потомкам огромное наследие в виде прекрасных строений: вилл, кирх, таких зданий, как Палестра Альбертина.

К сожалению, значительная часть этих зданий была разрушена или повреждена во время Второй Мировой войны. Кроме того, многие уцелевшие здания были разрушены уже в ходе «культурной» политики советских времен.

Многие здания сейчас используются не по назначению, как, например, капелла Святого Адальберта, в которой размещена лаборатория «Измиран».

Правда, некоторые сохранили относительное назначение – например, в спортивном комплексе Кенигсбергского Университета Палестре Альбертине сейчас расположен спортклуб ДКБФ.

Большинство зданий перестроены и перепланированы, но тем не менее остается остов, заложенный Францем Хайтманом, архитектором, во многом определившим облик Кенигсберга конца XIX – начала XX веков и отчасти – современного Калининграда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Восточная Пруссия: С древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград, 1996.

2. Губин А. Если вы в Калининграде впервые: Путеводитель. Калининград, 1990.

3. Календарь памятных дат. Калининград, 1998.

4. Лохова Л. В. Страницы прошлого: Кенигсберг. Калининград, 1995.