Смекни!
smekni.com

Религия древневосточных славян (стр. 1 из 3)

Введение

Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. А отголоски сохранялись вплоть до недавнего времени. Говоря о своеобразии в эволюции и формах восточнославянского и древнерусского язычества, мы не должны забывать, что его развитие не шло в стороне от путей, по которым развивались языческие комплексы других народов. При всех различиях в условиях существования - социальных, географических, климатических - необходимо помнить о прохождении одинаковых стадий в становлении языческих воззрений у разных народов.

По мнению известного советского ученого-религиеведа И. А. Крывелева, общая особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому и религиозные представления вначале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения, притом к тем, которые были вплетены в жизнедеятельность человека.

Сердцевиной культуры древних славян, как и культуры любого народа есть мировоззрение. Воображение о мировоззрении древних славян дают их религиозные верования и мифология, их изучения требует экскурса в глубины древних эпох, поскольку они начали формироваться еще на рассвете человеческой цивилизации.

Исследователи древней культуры отмечают, что первобытные религиозные верования имели характер практический, домашний и хозяйственный, необходимый человеку на каждом шагу жизнь. По характеру эти верования были натуралистического устремления, тесно связанные с окружающим миром. Человек стремился быть в единстве и наилучших отношениях с природой, поскольку она на каждом шагу убеждалась в своей зависимости от нее.

Поэтому в первобытных религиях отображено уважительное отношение человека к окружающей среде - прежде всего к солнцу, воде, земле, деревьям и т. д., а особенно к животным и птицам.

1 Формы ранних религиозных верований

Ранние религии древних славян были анимистическими (лат. anima, animus - душа, живое). Человек верил, что все вокруг него живет: чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за существование. Поэтому к природе древние славяне относились как к живому существу. Культ природы лежал в основе первобытного религиозного мировоззрения.

Мировоззрение анимиста было основой всех древних верований, он глубоко проник в художественную культуру, даже наш язык. Мы и теперь говорим: солнце всходит и заходит, ударил гром, буря воет - все это выражения мировоззрения анимиста, хоть никто теперь не верит в их реальное содержание, а воспринимаем это как фразеологизмы. Но для древнего человека это была реальная правда.

Ранние религиозные верования почти всех народов Земли в своем развитии, кроме анимизма, прошли такие стадии: фетишизм, магия, тотемизм, земледельческие культы, шаманство.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства разных предметов или объектов. Фетиши - это, как правило, материальные предметы, которым приписываются сверхъестественные свойства. У восточных славян это - стрела, плуг, чаша, позже - меч.

Магия (буквально - колдовство) - вера в существование сверхъестественных средств влияния на природу и человека. Существует много разновидностей магии; производственная, лечебная, земледельческая, рыбацкая, военная и тому подобное

Тотемизм - вера в то, что человек имеет родственные узы с определенным видом животных. Тотем считался покровителем рода, его уважали и запрещали убивать. Позже родственных уз стали искать с растениями, явлениями природы (ветром, снегом, дождем, солнцем, зорями и т. д.).

Земледельческие культы - это поклонение богам-покровителям зем­леделия, животноводства и других хозяйственных занятий. Особенно почитались богини, которые влияли на плодородие полей, развитие растительного и животного мира.

Шаманство - это вера в общение со сверхъестественными силами специально определенных для этого лиц. Верили, и что дух (злой или добрый) может вселиться в шамана и делать определённые действия. Шаманам приписывалась способность предвидения, узнавания, сопровождения умершего в подземном мире, влиянию на окружающую среду, обеспечение успеха для рода, его защита от разных ненастий.

Все эти формы ранних религиозных верований были свойственны религии и мифологическому мировоззрению древних славян. С помощью ранних форм религиозных верований люди учились обобщать свой жизненный опыт, развивать воображение об окружающем мире, искать первопричину бытия. Так у древних славян складывалось воображение о богах и первооснове мира, о происхождении жизни (соединение небесного огня и воды, за древними верованиями, творит жизнь).

2 Боги древнеславянского пантеона

С древних времен каждое племя древних славян поклонялось своему богу, но со временем сложился пантеон (храм или место, посвящённое всем Богам) славянских богов. В летописи Нестора под 980 г. отмечается, что Владимир Великий после вокняжения в Киеве возвел пантеон языческих богов : "И поставил князь кумиров на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, дальше Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла и богиню Мокош. И приносили им жертвы, называя их богами".

Долгое время ученые считали, что в этом пантеоне князь объединил богов с целью создания унифицированной государственной религии, которая бы удовлетворяла потребности феодального общества в централизации государственной власти. На первое место был поставлен Перун - бог-громовержец. Дальше шли боги месяца (Хорс), солнца (Дажбог), ветра, а возможно, и войны (Стрибог), охраны посевов (Симаргл) и единственное боже­ство женского пола (Мокош) - покровительница домашнего очага, любви и размножения.

Однако в начале XX ст. появилась версия, согласно которой Владимир не устроил пантеону славянских богов, а установил культ единственного верховного бога Перуна. Некоторые документальные свидетельства дают основание считать, что в 980 г. в Киеве, а потом в Новгороде и других крупных городах Древней Руси были поставлены деревянные скульптуры са­мого Перуна.

Особенный почет у древних славян имели женские божества. Боги­ней - матерью мира была Лада, имя которой часто встречается в украинском фольклоре.

Переход к земледелию утвердил у древних славян культ Матери-земли и Золотого Плуга. Ипатиевская летопись сообщает, что бог Сварог дал людям плуг и научил их обрабатывать землю. Матерь-Землю символизировала у славян богиня Берегиня. Земля считалась цент­ром Вселенной, олицетворением его было Прадерево Мира, которое и до сих пор вышивают на полотенцах в виде удивительного цветка, дерева жизни.

Древние славяне имели свой особенный хорошо разработанный религиозный календарь. Его характерной чертой была тесная связь с при­родою и земледелием, он охватывал весь хозяйственный цикл. Все праздники в этом календаре были связаны с одной идеей: чествование Солнца и его сопутствующих богов, борьба лета с зимой, тепла с холодом. Все это составляет основу земледелия, важного для крестьянина. Сложился этот календарь у полян, которые в числе первых славянских племен перешли к земледелию. (Поляне - восточнославянское племенное объединение, которое проживало в Приднепровье и низинах притоков Днепра в VI - IX ст. н. е.)

Основной пантеон славянских богов дополняли ряд божеств низшего ранга : Лель, Леля, Дивания, Дана, русалки, домовые, водяные, лесовики и др. У каждого из них люди искали мудрости, обращались к ним за счастьем, ворожили, приносили жертвы. Каждое из этих божеств было покровителем определенного вида деятельности, рода, семьи. Подчеркнем, что для славян не практиковалось принесение людей в жертву богам.

В мировоззрении древних славян, по мнению многих ученых, никогда не доминировало зло, преимущество отдавалось добру. Эти две силы олицетворяли Белобог и Чёрнобог. Один был рожден светом, другой - тьмой, первый строил, второй разрушал.

Вместе с верованием у разных богов древние славяне боготворили разных духов и силы природы : солнце, месяц, звезды, град, воздух, ветер и др. Ежегодно 25 декабря пышно отмечалось славянами Рождество Вселенной - время, когда родилась триада светил : Солнце, Луна и Заря.

Народный обычай хранит празднование Щедрого вечера - праздники рождения Луны, когда лепились пироги как жертвенное кушанье богу, устраивались посевания и пение щедривок, то есть славильных гимнов богу как обладателю воды, растительного и животного мира.

Особенный почет древние славяне отдавали деревьям и птицам, которые считались основоположниками или покровителями какого-то рода, племени (проявление тотемизма). Первое место в чествовании занимал дуб, особенно старый, - символ прочности; ясень - символ Перуна; клен и липа - символы супружеской четы; береза - символ чистой матери-природы.

Священными считались птицы и животные. В частности, кукушка – предсказательница будущего; голубь - символ любви; ласточка - судьба человека; вороны - священные птицы; сова - символ смерти и тьмы. Многим птицам приписывался дар пророчества. Из животных священными считались кони и волы, а из насекомых - оса и солнышко.

Древние славяне верили в бессмертие души, но достаточно своеобразно. Они считали, что после смерти покойника в зависимости от его добродетелей душа могла вселиться в другого человека, стать добрым духом дерева, птицы или животного. Независимо от перевоплощения души, она всегда отзывалась добром на призыв человека.

3 Мифология древних славян

Весомой составной частью мировоззрения древних славян была мифология. По функциями и актуальностью славянская мифология делится на несколько уровней.

Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-естественная), их связью с официальным культом. До высшего уровня славянской мифологии принадлежали два праславянских божества: Перун и Велес. Эти божества воплощали в себе военную и хозяйственно-естественную функции.