Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ католичества и протестантства 2 (стр. 2 из 2)

Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Предшественниками Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф(1320-1384),отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371-1415).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм , анабаптизм, меннонитство, англиканство.

В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские.

2.2 Вероучение православия и сравнение с католицизмом.

Их отличия и сходство

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа, Верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых. Они не признают католического чистилища, отвергают католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два:

1. крещение

2. причащение.

В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище.

Протестантизм выдвинул три новых принципа:

  • спасение личной верой
  • священство всех верующих
  • исключительный авторитет Священного писания.

Протестантизм категорически отвергает Священное предание как недостоверное и сосредотачивает все вероучение в Священном писании, которая считается единственной в мире святой книгой. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение Библии.

В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине

Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие смертные грехи, горят там, в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом веке. Протестантские церкви учение о чистилище отвергают.

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины католики считают отрицание той роли Священного Предания, которое оно имеет в католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания, по которым они были приняты. Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая, что канон был сформирован под руководством Духа Святого.

Многие католики считают, что протестанты отвергают Священное Предание полностью. Однако это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулёзно следуют исключительно Священному писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определённую роль Священного Предания в христианстве, при этом, в отличие от католиков, на первое место ставят Священное Писание, а не Священное Предание в качестве толкователя Священного Писания. Предания же противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно) в расчёт не принимаются.

Главное отличие протестантизма от католицизма состоит в учение о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало примат духовной власти над советской и главенствующую роль католической церкви и римского папы, освобождало человека от феодальных пут и пробуждало в нём чувство личного достоинства, буржуазно-индивидуалистические представления и т.д.

"Религия - не то, что религиозные мнения. Религия - одна, как солнце одно для всего земного шара; религиозные же мнения многочисленны, подобно лучам солнца".
Жан Поль [Рихтер]

Литература:

1.Христианство: Словарь / Под. общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. – М.: Республика. – 1994

2.Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Л-С / Ред. колл. С. С. Аверинцев, А. Н. Мешков, Ю. Н. Попов. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995

3. http://ru.wikipedia.org

4. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. Издание пятое. Москва издательство политической литературы 1986.