Смекни!
smekni.com

Свадебные традиции башкир, татар, народов севера (стр. 3 из 4)

При заключении браков играли роль экономические факторы и физические качества девушки (здоровье, трудоспособность и т.д.).

Формулой сватовства обычно являлись слова: ”Дочку твою я застал или не застал?”. При первых же словах свата отец высылал дочь в соседний чум, а если такового по­близости не было, то невеста ложилась в стороне, и ее прикрывали одеждами. При наличии у невесты старших братьев, их присутствие при переговорах считалось обязательным. Если отец девушки почему-либо не хотел отдавать дочь замуж за данного человека, то он на предложение свата ничего не отвечал. В случае настойчивости со стороны последнего, он часто гасил огонь и укладывался спать, давая этим понять, что разговор окон­чен. Иногда сваты приезжали снова. Если жених устраивал отца девушки, то между ним и сватом начинались переговоры о размере выкупа, калыма. Способы пе­реговоров были различны. Наиболее распространенным являлся следующий: отец невесты делал на посохе нарезки, соответствую­щие размеру выкупа, а сват срезал ножом те из них, которые он считал лишними. Этот посох затем хранился у свата до момента уплаты выкупа или раскалывался пополам, причем одна половина вручалась отцу неве­сты. Спор о размерах калыма продолжался обычно долго: сват вы­ходил к жениху, советуясь с ним, затем вновь возвращался в чум. И так до тех пор, пока обе стороны не приходили к соглашению.Тогда жених входил в чум, и начиналось угощение, в котором невеста участия не принимала. После этого жених со сватом воз­вращались к себе.

Размеры калыма были различны. Основу его составляли олени, остальную часть — меха, сукна и т. д. Богатые дают: по 100 и по 200 оленей. Кроме того, по 100 и по 200 песцов, по 1 и по 2 черно-бурых или 10 красных лисиц; 3 сажени тонкого алого, синего или желтого сукна; 1 медный котел. Среднего состояния: от 25 — 60 оленей; от 25 — 50 песцов; 1-2 красных лисиц; 3 сажени сукна недорогой цены; 1 медный котел. Бедные: от 10 до 20 оленей или деньгами от 7 до 15 рублей серебром. Несколько сукна, котел, но рухляди не дается. Деньги, которые иногда входили в состав калыма, шли на упла­ту ясака.Размеры калыма в начале XX в. также колебались в зависимо­сти от состояния жениха. У богатых — 70-150 оленей и до 70 песцов, у бедных —30-40 оленей и 10 песцов, в отдельных районах 10-15 оленей, у лиц среднего достатка — 50 оленей и от 10 до 20 песцов.

После отъезда жениха со сватом. Отец невесты начинал готовить приданое. При нормальном среднем калыме обычно отец невесты в числе приданого не дает за дочерью живых оленей, кроме трех быков, являющихся упряжны­ми животными ее женских санок... Обычай требует, чтобы молодая не привела с собой оленей, а привезла как можно больше мяса.

Срок свадьбы зависел от срока уплаты калыма и наличия приданого. Иногда свадьба откладывалась на год и больше. Свадьбы обычно приуро­чиваются к осени.В назначенный для свадьбы день жених вместе с родственника­ми отправлялся к чуму невесты. Впереди ехал сват, за ним жених, часто с товарищем, который выполнял за жениха в этот день всю работу и даже правил оленями. За ними следо­вали все родственники.Отец невесты, между тем, изготовлял особое сооружение, которое состояло из двух вколачиваемых в землю шес­тов с перекладиной наверху. Устанавливался онпо направле­нию к востоку от чума.

Следует отметить, что специальной свадебной одежды у ненцев не было. Жених и невеста одевались в обычную праздничную одеж­ду, которая отличалась от повседневной лишь лучшей отделкой и качеством шкур. Обычно около чума невесты в день свадьбы кто-нибудь дежу­рил, чтобы сообщить своевременно о приезде жениха. Узнав о при­ближении жениха и его родственников, отец и мать невесты выез­жали им навстречу и приводили к своему чуму. Жених доставал из-за пазухи лоскут красного сукна и его задача заключалась в том, чтобы просунуть этот лоскут в чум невесты, причем женщины-родственницы неве­сты всеми силами старались не позволить ему сделать это. Иногда жених старался просунуть сукно через дымовое отверстие, для чего его поднимали родственники. В конце концов, сукно вталкивалось женихом в чум. Тогда начинали рвать его лентами и раздавать по ленте каждой из женщин — родственниц невесты.

Только после этого жених и его родственники получали воз­можность войти в чум. В чуме начиналось угощение, причем раньше невеста не прини­мала участие в пиршестве, а лежала укрытая одеждами или сидела в стороне. Иногда не допускался к пиршеству и жених. В более позднее время жених и невеста принимали участие в пиршестве. Угощением служило мясо (сы­рое и вареное), суп, рыба, иногда водка и привозные продукты. Жениху и невесте обычно давали сердце и язык оленя. На бога­тые свадьбы изредка приглашался ненец, хорошо исполняющий сказки и песни. После угощения начинались сборы в чум жениха (часто это бывало уже утром следующего дня).

Нарты невесты, запряженные двумя оленями, привязывались к саням жены свата. За ними цепочкой припрягались грузовые нарты с приданым неве­сты. Перед тем, как направиться к чуму жениха, несколько раз объезжали вокруг чума невесты. Кружение вокруг чума должно было изображать некогда даль­нюю и опасную дорогу.

Порядок же следования участников свадебного обряда к чуму был таков: впереди ехал жених, за ним отец, мать и гости жениха, затем следовал сват (или отец невесты), за ним жена свата с невестой и приданым, за нею ее мать и остальные гости.

В чуме жениха обычно происходило почти то же, что в чуме невесты, — езда вокруг чума или возле чума по кругу, угощение внутри чума. В прошлом во время пиршества невеста иногда лежала укрытая в стороне, а жених, за недостатком места в чуме, вынужден был оста­ваться вне его. В более позднее время жених и невеста сидели в чуме — он на своем обычном месте, она — рядом как хозяйка чума. Проводив гостей, жених с невестой укладывались спать. Утром мать с дочерью иногда снова возвращались к себе. Через два-три дня жених приезжал в чум невесты и дарил тестю несколько оленей, предназначенных для запряжки в священные нарты. Обычно жених оставался ночевать у тестя, а на другой день моло­дые, уже как муж и жена, отправлялись в свой чум. Здесь они одаривали и отпускали свата и его жену. Отъездом свата завершал­ся круг брачной церемонии, и жизнь вступала в обычную колею.

Свадебный обряд, по-видимому, иногда сопровождался играми или танцами. После угощения в чуме невесты все выхо­дят на улицу и начинают играть в игру, которая носит название «намдавкова». Она заключается в том, что все берутся за руки, один участвующий выходит в центр. Ему завязывают глаза, после чего в круг выходит еще один человек, которого участник с завязанными глазами должен поймать. Единичность этих сведений показывает, что игры не были необходимой составной частью свадебного обря­да. Иногда свадьба сопровождалась спортивными состязаниями — гонками на оленьих упряжках, метанием аркана, прыжками через нарты.

Введение христианства не внесло изменений в отправление сва­дебного обряда.Крещеные ненцы совершали обряд по своим обычаям, венча­лись же (далеко не все) тогда, когда прикочевывали к селениям, в которых были церкви. Судя по сообщениям, священникам часто случалось сначала крестить детей, а потом венчать родителей. Если венчание совершалось не одновременно со свадьбой, то оно не со­провождалось никакими обрядами и даже угощением. То обстоятельство, что христианский свадебный об­ряд исключал возможность расторжения брака, заставляло ненцев избегать венчания. При разводе жена возвращалась к родите­лям или, если таковых не было, к родственникам. Если разрыв происходил по вине жены (например, она уходила от мужа к друго­му), то приданое ее обычно оставалось у мужа. Более того, муж мог потребовать от ее родителей возвращения калыма. Если виноват был муж, то калым ему не возвращался, однако, часто и приданое жены оставалось у него. Фактически по обычному праву мужчина мог в любое время разойтись с женой, выдворив ее с детьми из чума и не неся никаких обязательств по отношению к ней и детям. Таким образом, неписаный закон был на стороне мужчины.

Свадебные обряды ханты

Ханты вступлению в брак уделяли огромное внимание, потому что как только женатый человек на равных вступает в круг сородичей, успешное сватовство скреплялось жертвоприношением.

У ханты не было помпезных свадебных нарядов, они ограничивались простой нарядной одеждой. Однако ханты о красоте девушки судили по нарядности и качеству сшитой ею одеждой. Свадебное платье невесты украшено бисером. После замужества к этому наряду добавится платок, которым она должна закрывать лицо от мужчин и даже от мужа. Этот обряд называется “избегание”. Невесте расплетали косы и надевали на неё платок, что символизировало прощание с молодостью и девичеством.

Во время свадебных гуляний молодоженов скрывали в доме от окружающих под специальным пологом. Этот момент служил символичным обозначением “смерти- рождения”. Заключительным этапом хантыйского обряда являлся пир в доме жениха.

Социальная функция женщины, ее роль жены, матери и члена коллектива была достаточно высока. В фольклоре нередко упоминается о девушках, самостоятельно находящих себе мужей, там же красочно описываются походы героев, их сражения при добывании себе жен. Согласно историческим источникам, невесту для сына обычно находили родители, и иногда молодые до свадьбы не видели друг друга. В невесте больше всего ценились трудолюбие, умелые руки и красота.