Новые знания о жизни народностей разных континентов нашли выражение как в изобразительном, так и в прикладном искусстве. Бисерные изделия насыщаются "восточными" сюжетами, переработанными и превращенными в красочные жанровые сценки: это и отдыхающие китайцы, и одалиски, и гарцующие турки. Часто повторяются фигурки девушек в красочных национальных нарядах и изображения горцев в не менее экзотических одеждах. Причём в одном рисунке могли соединяться пейзаж, архитектурные строения и персонажи, относящиеся к различным странам и даже континентам.
Чутко реагировала сюжетная линия бисерных работ и на современные события – на политическую и литературную жизнь страны. В связи с восстанием в Греции против турецкого владычества появляются сюжеты из жизни народов Балканского полуострова; в рисунках отображаются и события Отечественной войны 1812 года и польского восстания 1830 – 1831 годов. Образы литературных произведений привлекали внимание самых широких слоёв общества и тоже находили своё отражение в бисере.
Уже в 1840-х годах на небольших изделиях появляются сильно стилизованные растительные мотивы, геометрические орнаменты в виде сложных композиций с рокайлями и архитектурными мотивами, нередко со вкусом скомпонованными. В них нашли яркое выражение черты эклектического стиля, обычного для прикладного искусства того времени. Особенно часто используется узор "a la grisalle" в серовато-белых или коричнево-жёлтых тонах. В третьей четверти столетия бисером продолжают украшать кошельки, ридикюли, настольные бювары и прочее. В интерьерах встречаются и более крупные вещи – скатерти, сонетки, диванные подушки, плато под лампы, вставки на столешницы.
Приёмы работы повторяют основные виды техники, известные ранее, но сплошное шитье бисером применяется всё реже: обычно фон бумажной канвы остаётся открытым и подкрашивается акварелью. Новым следует считать соединение вышивки бисером с шитьём шерстяной и шёлковой ниткой крестом, как, например, в одном из лучших образцов бисерно-стеклярусных работ этого времени – сонетке с вышивкой бисером и стеклярусом по фону, заполненному шитьём шерстяной нитью.
В конце XIX столетия бисером и стеклярусом начинают украшать женский городской костюм. Эта мода появляется во Франции: в 1880-х годах в женские туалеты известных парижских фирм включаются чёрный бисер и стеклярус в сочетании с чёрными или тёмными тканями. В следующее десятилетие отделка этого типа распространяется на сравнительно широкий круг одежд и используется при создании наиболее изысканных нарядов мастерскими многих стран, в том числе и России. При этом используется уже цветной бисер различных размеров и огранки, а также стеклярус.
В конце XIX – начале XX века женский костюм, особенно парадный, представляет собой сложное произведение искусства, созданное с помощью различных материалов и содержащее различного типа отделку: вышивки блёстками, стразами, искусственным жемчугом, шнуром, шитьё бисером и стеклярусом. В моде этого периода были отделки в цвет ткани; поблескивающие бусы создавали игру отражённого света на однотонном фоне материи. Великолепные работы с бисерными и стеклярусными вышивками выполнялись в известных русских фирмах А. Т. Ивановой в Петербурге, Н. П. Ламановой в Москве. Бисер употребляли также для шитья орнаментов и оформления бордюров, из него низали бахрому, которой обшивали отдельные детали платьев, накидок. Мелкие размеры бусин придавали особое изящество крупным декоративным орнаментам господствовавшего в этот период стиля модерн.
Строгое следование рисунку не давало мастерам выразить свои вкусы, заняться поиском новых тем и выработать свой индивидуальный стиль. Орнаменты и сюжеты изделий полностью соответствовали вкусам и царившим стилям, практически во всех работах чувствуется художественный почерк эпохи. Бисерное дело было полностью подчинено моде, работы в мастерских, даже монастырских, производились с всё возрастающей долей коммерческого спроса. Феечки с грустью вспоминали Венецию...
Милые Мастера и Мастерицы Будущего, посмотрите на ошибки былых веков и не повторяйте их! Запомните, бисер нельзя использовать с мелкими намереньями: лишь для того, чтобы украсить себя, похвастаться красотой или мастерством, продать... Своим Сказочным сердцем бисер чувствует это и теряет всё своё волшебство! Сколько такого погубленного, обиженного бисера разбросано по свету! Пришла пора его спасать! Бисер – материал очень хрупкий, отзывчивый. Если вы наполните его теплом своих улыбок и рук – он засияет и расцветёт, как цветок или солнышко, он отзовётся на любое движение Вашей души, поможет, подскажет!
ЗАГОТОВКА ДЛЯ БУМАЖНИКА
БИСЕРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Особое место в бисероплетении занимали всевозможные надписи. Девизы, инициалы, анаграммы, посвящения, стихотворные и прозаические надписи составляют маленькую бисерную литературу. Но не ждите, что мастерицы вышивали в бисере целые баллады собственного сочинения, – они ещё были к этому не готовы...
А теперь немного подлинной (Сказочной) истории. Так вот, среди основных творчеств гномьей страны, наравне с «Воодушевлением самоцветов», «Балетом сталактитов» и «Мечтаниям по камню», была и «Поэзия в бисере». Это было очень утончённое искусство, и успехов в нём достигали лишь лучшие. Ведь мастеру стихотворения в бисере («бисеротворения») сначала нужно было в совершенстве подружиться с волшебным бисером, который, кстати, был живым и ещё не каждого гнома к себе подпускал! Потом ученику Бисерной поэзии приходилось знакомиться с Музами – а те вообще требовали огромной душевной чистоты от того, кто искал их общества. И только освоив всё это, гном брался за работу – он подходил к бисеру, почтительно ему кланялся, отчего бисер загорался ярче – это был его ответ на приветствие. Потом Гном-мастер бисеротворения отдавался вдохновению, и бисер, тонко чувствуя каждую нотку души своего друга, сам собою складывался в чудеснейшие стихи, сказки, истории и легенды. Созерцая и слушая эти работы, которые в одно и то же время звучали и выглядели, сказочные существа постигали высшую мудрость Красоты и Гармонии, Краски и Звука, Блеска и Прозрачности... Много позже феи, стараясь хоть как-то подобразовать людей, то подбрасывали им идеи некоторых изобретений, то навевали куплет-другой какому-нибудь Шекспиру, Пушкину или Гёте, то развертывали картину такой работы перед внутренним взором Ван Гога, Рублёва или Да Винчи, то вкладывали мелодию дыхания бисера в звучание нот Баха, Моцарта, Чайковского...
Но и простые люди смогли расслышать слабое эхо этого древнего сказочного искусства и сразу же приспособили всё к своему мировосприятию. Среди их бисерных надписей встречаются инициалы, которые навсегда останутся для нас неразгаданными. Также были распространены монограммы и скромные напоминания о подарившем вещь в виде единственного слова «Souvenir» (На память). Одни предметы сопровождаются частыми заявлениями «кого люблю, того дарю», другие – нежными признаниями в стихотворной форме. Лаконичная надпись, сопровождающая изображение пастуха с собачкой, «Весны приходом утешаюсь» напоминает изречения на печных изразцах XVIII века. В отдельных случаях текст свидетельствует о неграмотности рукодельницы. Так, в зеркальном отражении выполнена надпись:
«Не талант и не искусство
Я ценить тебя прошу,
А цени ты моё чувство
То, с которым приношу».
А вот примеры других вышивок: на корешке бумажника лаконическая надпись: «В знак почтения»; портфельчик, украшенный венком и французским шифром «N. А. С.», над которым амурчик развёртывает на ленточке совершенно русский «Суприсъ». В кожаных фестончиках, которые складываются розеткой и закрывают бисерную табачницу, рукодельница скрыла от холодного чужого взгляда своё горячее признание: «Я люблю тебя, любить во всю жизнь не перестану – 1828 года, июля 17 дня»; или – по розовой бисерной тесёмочке вьётся узором чьё-то наивное стихотворство:
На заре птичка воспевала,
А я ciю тесемачку работала;
Работаяши размысляла –
Каво подарить –
Сердце отъвечала:
Каво люблю, таво дарю –
Cie тесемка.
Конечно же, многие из Вас, кому я раскрываю тайну творчества древних гномов, захотят воскресить эту традицию. Поначалу это будет не так-то просто и достаточно медленно, но, поверьте мне – очень-очень-очень интересно!
БИСЕР И СТЕКЛЯРУС В НАРОДНОЙ ОДЕЖДЕ
А теперь давайте вырвемся из вычурных городских комнат на привольные просторы лугов, лесов и деревень! Именно там можно было встретить девушку в нарядно расшитом головном уборе, переливающейся бисером одежде! Эти простые и вместе с тем тонкие праздничные украшения, сделанные мастерицами по собственному представлению, без ограничений модного бездушного рисунка-заготовки, всё это время некрикливо сохраняли в себе народный дух и вдохновение.
Более трёх столетий бисер и стеклярус были любимыми материалами для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской России, в северной и, ещё в большей степени, в её центральных и южных областях. На Севере издревле главную роль играл жемчуг, который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и другие украшения. В XVIII веке в народный костюм, бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, начинают проникать бисер и стеклярус, а наряд молодой женщины или девицы XIX столетия уже просто невозможно представить себе без них. В народных костюмах некоторых губерний отдавалось предпочтение бисерным отделкам "саженых", в других - "низаных" типов. Для каждой местности существовали свои излюбленные цвета, орнаменты, своя компоновка их отдельных частей.