Творчество мастерицы в этом случае сводилось к выбору сюжета, цветовой гаммы и компоновке элементов. Бедные, бедные мастерицы! Этого прискорбного факта я не стала рассказывать моему знакомому-гному – ведь он мог так сильно опечалиться, что взорвался бы от смеха!
Сюжеты и картинки в бисере интересуют художника прежде всего как предлог для создания красивой красочной композиции. А для этого нужно глубокое понимание своего материала и тех возможностей, которыми он располагает. Тот мир, который может нам открыть в своих цветных искрах миниатюрная бисерная мозаика, может быть только миром полусказочным, чудесным царством, где небо – перламутровое, а люди, звери, растения, здания, мебель, утварь – всё сплетается в один букет, и в букете этом каждый цветок даёт свой тон, каждый равноценен другому. Таким красочным букетом и была бисерная вышивка в свои лучшие времена.
Позднее, когда начался упадок, одновременно с понижением мастерства самого искусства вышивания, притупляется и чувство художественной меры, той границы, дальше которой не может идти натуралистичность в передаче таким материалом, как бисер. Появляются несоразмерно крупные фигуры, которые плохо укладываются в рамки сумочки или бумажника.
А теперь давайте познакомимся с тонкостями техники бисерного вышивания.
Если мастерицы прошлых веков и не смогли разглядеть подлинных сказочных свойств бисера, они достигли изумительных высот в техническом мастерстве! Бисер был очень мелким, капризным и требовал в работе с собой терпения, отличного зрения и умелой руки!
Бисерные вышивки эпохи расцвета делаются на холсте, причём нашивается каждая бисеринка отдельно! Это очень трудоёмко, но зато как прочно! Вышивальщица строго следит за тем, чтобы ряды бисеринок шли по направлению нитей холста и плотно примыкали ряд к ряду. В эту эпоху бисер употребляется очень мелкий, круглый. Излюбленные фона – перламутрово-опаловый разных оттенков и молочно-белый.
Один из наиболее распространённых приёмов работы - “саженье” или “шитьё по бели” – сложился ещё в древности и использовался при шитье жемчугом. Эта техника заключалась в прокладке узора "белью" – шнуром из хлопчатой или льняной нити и выкладке по нему жемчуга, предварительно нанизанного на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечными стежками, благодаря чему прочно закреплялась на месте. При переходе к бисеру и стеклярусу вышивальщицы приспособили к новому материалу эту издавна существующую технику. Саженье использовалось главным образом в предметах церковного обихода и в крестьянских нарядах, особенно часто в прорезных головных уборах.
В бисерных и стеклярусных работах светского назначения (декоративные работы, панно, вышивки чехлов для мебели и домашней утвари) использовался другой тип вышивки: бусы нанизывались на нитку или проволочку и пришивались другой нитью через промежутки, состоящие из нескольких бусинок. Основой вышивок служил льняной холст, который в большинстве случаев покрывался шёлковой тканью, чтобы усилить цветовую игру бус. Перед началом работы весь рисунок наносился на ткань. Здесь также можно найти много общего с традиционной русской работой – золотым шитьём, при котором лежащие на поверхности ткани металлические нити закреплялись стежками шёлковой или льняной нити. Это так называемое “шитьё в прикреп”.
Шитьё в прикреп применялось при создании картин или панно – их плоскость полностью покрывалась низками бус: крупные части узора заполнялись параллельно идущими вертикальными или горизонтальными низками. В сюжетных композициях с фигурами людей для передачи лиц и рук персонажей обычно использовался один из двух приёмов: их покрывали низками очень мелкого бисера, либо расписывали масляными красками по холсту.
Для вышитых мелких изделий характерно выполнение бисером лишь контуров узора или фигур по фону из яркого бархата или шёлка.
Техника “низания” применялась при изготовлении чехлов для небольших предметов быта: шкатулок, подносиков и всевозможных каждодневных мелочей. Широчайшее распространение она получила и в народных уборах. Бисер низали на льняную нить или на конский волос (из хвоста жеребёнка) одним из двух способов: либо в одной из бусин две нити пересекались, либо они проходили параллельно. При этом обязательно требовалось два рабочих конца нити. Число таких пар соответствовало ширине изделия, а направления отверстий бисеринок, горизонтальное и вертикальное, чередовались через ряд. Различий в самих приёмах низания между народными и светскими изделиями не существовало.
На рубеже XVIII – XIX веков способы исполнения бисерных и стеклярусных изделий становятся разнообразнее. Для XIX столетия типичны вышивка, вязка, низание, вдавливание в воск и другие приёмы. Преобладали вышивка и вязка. Шитьё в прикреп продолжает существовать только в оформлении предметов церковного назначения и в народных головных уборах.
В городском и помещичьем быту использовалась вышивка другого типа. При выполнении плоских предметов мастерица подбирала бисеринки, строго следуя цветному рисунку, и по одной пришивала их к холсту или канве в соответствии с переплетением нитей ткани. В 1830-х годах появляется бумажная канва, то есть тонкий плотный картон с рядами мелких дырочек. По картону работали так же, как и по холсту.
Для бисерных вышивок существовали очень тонкие иглы. Использовали также щетину и конский волос. Низание сохраняется в народном бисерном искусстве без особых изменений на протяжении всего XIX и начала XX веков. Но в работах горожан наблюдается перемена в технике: нити переплетаются не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагаются в одном направлении. Для так называемых «тканых» полос употреблялась рамка с параллельно натянутыми нитями. Нитка с нанизанным бисером накладывалась на нити основы так, что между ними помещалось по одной бусине. Затем эта рабочая нитка, уже без бисера, шла в обратном направлении, продергиваясь сквозь каждую бисерину и огибая нити основы с изнанки. Бусины при этом ложились строгими рядами, боковой стороной к зрителю. Этот способ низания давал ажурную прозрачную сетку, применявшуюся, например, для витражей, устанавливавшихся на подсвечники.
При обшивке объёмных и круглых вещей – кошельков, сумочек, чехлов на чубуки – использовали вязку. Исполнительница нанизывала бисер на нитку согласно рисунку и затем вязала эту нитку крючком или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны; вязка на спицах приводила к более редкой и эластичной сетке.
ДЕТАЛЬ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ИЗ СТЕКЛЯРУСНОГО КАБИНЕТА КИТАЙСКОГО ДВОРЦА
СТЕКЛЯРУСНЫЙ КАБИНЕТ КИТАЙСКОГО ДВОРЦА
ПАННО "ВИД УСАДЬБЫ И ДЕРЕВНИ"
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО "УСАДЬБА", ДЕТАЛЬ
ЧЕРНИЛЬНИЦА В БИСЕРНОМ ЧЕХЛЕ
ЛАРЕЦ
БУТЫЛЬ И ПОДНОС
ПЕРОЧИСТКА, ЧЕРНИЛЬНИЦА, КАРАНДАШ
КАРТИНА, ФРАГМЕНТ
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА
БИСЕРНАЯ ВСТАВКА СТОЛЕШНИЦЫ
ЛАМБРЕКЕН
ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ
КОСТЮМ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ
ЧТО ИЗОБРАЖАЛИ ИЛИ УКРАШАЛИ БИСЕР И СТЕКЛЯРУС
Если Вас влечёт именно бисерное вышивание, то будет полезным познакомиться с некоторыми работами времени «бисерного расцвета»!
Наиболее известными примерами стеклярусного шитья в оформлении интерьеров являются двенадцать панно, украшающие стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме под С.-Петербургом.
Среди сохранившихся бисерно-стеклярусных произведений XVIII века встречается значительное количество пейзажных панно и картин. Например, большое панно из собрания Государственного Эрмитажа с изображением богатой усадьбы, строения и планировка парка которой характерны для первой половины XVIII века. Барский дом на высоком цоколе и с бельведером, несколько флигелей, украшенных башенками, церковь и службные здания переданы детально и убедительно. Обширный парадный двор окружен ажурной оградой, за которой располагается французский регулярный парк со строго распланированными аллеями, клумбами, партерами и прудами. Основную часть пространства вокруг усадьбы занимают изображения лугов, леса, а в нижней части панно – большого пруда и деревни.
В панно использовали крупные и мелкие сорта бисера и сравнительно небольшое количество стекляруса. Обогащали и дополняли их стеклянные разноцветные пронизки неровной формы. Контуры рисунка обведены тёмным бисером. Лица персонажей исполнены масляной краской. Очень забавно выглядят бюсты философов в аллеях парка, лица которых также тщательно выписаны масляной краской.
Виды усадеб получили довольно широкое распространение в русском прикладном искусстве XVIII века. Например, усадьба Шереметьевых Кусково изображена на доске столика наборной работы, выполненной крепостным мастером Никифором Васильевым. Такие же сюжеты использовались при создании композиций настенных ковров.
Бисерно-стеклярусные видовые панно возникли в момент становления пейзажной живописи в России. Декоративная сторона искусства пейзажа, особенно ярко проявившаяся в середине XVIII века как в передаче фантастических видов и архитектурных мотивов, так и в воспроизведении существовавших в действительности городских и сельских пейзажей, оказала сильное воздействие на бисерно-стеклярусные работы.
В этих пейзажных панно ставилась задача воспроизвести в художественной форме вид определённой местности, передать поэтичность природы или архитектурного памятника. Все различия в таких работах заключаются в применении тех или иных художественных средств. Одни из них повторяют приёмы, используемые в живописи и графике, и стремятся с наибольшей реалистичностью воссоздать городской, сельский или парковый пейзаж, а другие – в стиле народного искусства, с усилением декоративного начала.
Во второй половине XVIII столетия в русском изобразительном искусстве был очень распространён бытовой жанр (произведения Ж.. Лепренса, М. М. Иванова, М. Шибанова, И. А. Ерменева, рисунки и акварели неизвестных провинциальных художников), что тоже отразилось в вышивках бисером и стеклярусом.