В типичных случаях дистонического синдрома перетренированности I типа отмечаются общая бледность, синева под глазами, усиление блеска глаз с равномерным расширением глазных щелей, нередко некоторое расширение зрачков при сохранении их рефлексов. Характерны потливость, а также холодные и влажные ладони и стопы, возможны резкие вазомоторные реакции лица (бледность/покраснение). Часто имеют место патологические формы дермографизма (белая или красная возвышающаяся полоса при проведении по коже тупым предметом). Замечено учащение пульса в покое, однако бывает и резкая брадикардия.
Вот собственно и всё, что касается перетренированности I типа. Надеюсь, что исходя из причин, не надо объяснять, как выйти из этого состояния и как в него не попасть. Что касается II типа перетренированности, то о его существовании я и сам узнал сравнительно недавно и был, в общем-то, немало удивлён существованию подобного явления, хотя оно в принципе вполне закономерно.
Перетренированность II типа.
При избыточных объёмах развивающей работы на фоне высокого уровня выносливости может возникать своего рода переэкономизация обеспечения мышечной деятельности. В результате этого при больших физиологических возможностях и почти полном отсутствии патологических симптомов атлет не способен показывать высокие результаты, что и является основным признаком данного состояния.
Единственным способом коррекции синдрома перетренированности II типа является длительное (до 6-8 месяцев) переключение на другой (противоположный по характеру нагрузок) вид мышечной деятельности. Такие вот дела.
8. Физическая тренировка и механизмы адаптации.
Во многих работах отечественных физиологов и климатологов обращается внимание на то, что люди физического труда адаптируются в экстремальных условиях лучше и легче, чем умственного. Это косвенно указывает на важную тренирующую роль физических нагрузок в совершенствовании саногенетических механизмов и повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.
Однако систематических сведений о влиянии целенаправленной физической тренировки на неспецифическую резистентность организма человека в экстремальных экологических условиях в литературе нет. Вместе с тем есть основания полагать, что такая работа может явиться обоснованием одного из эффективных мероприятий, способствующих управлению состоянием неспецифической резистентности. Исследование закономерностей влияния физических упражнений на неспецифические компоненты адаптации в условиях, например, приполярных районов Земли имеет особую значимость для повышения устойчивости организма к целому ряду заболеваний, связанных с изменением защитного потенциала.
Основной задачей нашего исследования являлось определение направленности изменений показателей неспецифической резистентности у практически здоровых людей и спортсменов под влиянием систематических занятий физическими упражнениями различной интенсивности.
Обследовано 127 человек в возрасте 19-22 лет с 2-3-летним стажем проживания в районах Кольского Заполярья. Первая группа была представлена 51 обследуемым, из которых 15 человек на протяжении 2 лет проживания в Заполярье систематически занимались дозированными физическими упражнениями. Вторая группа обследуемых включала 56 человек, из которых 12 были легкоатлетами высокой квалификации (бегуны на средние и короткие дистанции - кандидаты в мастера спорта и перворазрядники). Третью группу в количестве 20 человек составили лыжники 1-2-го разрядов, обследование которых проводилось до и после 10- и 50-километровых тренировочных кроссов. Тренировочный цикл включал лыжные кроссы на 10 км 2 раза в неделю и на 50 км - 1 раз в месяц. Исследование проводили зимой. Отклонений в состоянии здоровья спортсменов обнаруженонебыло.
Определялись количество лейкоцитов в периферической крови, интенсивность лейкоцитолиза, поглотительная, переваривающая и адгезивная способности лейкоцитов, активность лизоцима слюны и сыворотки крови, бактерицидная способность сыворотки крови и количество глубокой аутомикрофлоры кожи (увеличение по псориазу). Наряду с этим у большого числа спортсменов и неспортсменов рассчитывались интенсивные показатели заболеваемости, трудопотерь и госпитализации.
Установлено, что неспецифическая резистентность у лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями, существенно выше, чем у других категорий пришлого населения Заполярья. Среди естественных защитных механизмов, мобилизуемых физическими упражнениями, наибольшую выраженность имеет изменение состояния клеточных факторов неспецифической защиты, причем усиление фагоцитоза под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий происходит как за счет нарастания интенсивности фагоцитоза, так и нормализации физиологической функции крови.
У данной категории обследуемых при практически не изменяющемся количестве лейкоцитов в периферической крови существенно улучшаются фагоцитарный профиль крови, физико-химическая устойчивость и фагоцитарная активность лейкоцитов (Я<0.001). Средние показатели относительной потери фагоцитов у лиц, занимающихся физическими упражнениями, уменьшаются по сравнению с контролем за 90 мин на 36% и за 120 мин на 28%. Поглотительная функция лейкоцитов повышается на 39.5%, а интенсивность фагоцитоза увеличивается более чем в 1.5 раза, при этом их показатели не отличаются от значений, регистрируемых в средних широтах. Адгезивная способность лейкоцитов, наоборот, под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий существенно уменьшается, что указывает на снижение напряжения механизмов неспецифической резистентности. Выраженным изменениям подвергается активность лизоцима слюны, которая повышается в среднем на 10.4%.
У спортсменов факторы неспецифической защиты были еще более выраженными. Так, физико-химическая устойчивость лейкоцитов и интенсивность фагоцитоза у них были соответственно на 32.1 и 29.1% выше, чем у неспортсменов. Различия в поглотительной функции лейкоцитов у различных категорий обследуемых были еще большими. Последняя у спортсменов на 39.9% превышала таковую у неспортсменов и на 28.2% у лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями. Более выраженная поглотительная функция лейкоцитов у спортсменов обусловлена как увеличением интенсивности поглощения фагоцитов, так и возрастанием количества лейкоцитов, что, по нашему мнению, также свидетельствует о повышении неспецифической резистентности организма. Это подтверждается и тем, что увеличение количества лейкоцитов обусловлено возрастанием числа нейтрофилов и лимфоцитов, что приводит к улучшению защитных свойств крови.
Сказанное свидетельствует о том, что систематические занятия рациональными физическими упражнениями вызывают повышение неспецифической резистентности организма. В основе этого факта лежит, по-видимому, явление перекрестной адаптации, описанное Селье, которое, безусловно связано с развитием адаптивных изменений на тканевом, клеточном и молекулярном уровнях. В частности, увеличение тканевой резистентности сопровождает состояние повышенной неспецифической сопротивляемостиорганизма.
Адаптивные изменения на клеточном и субклеточном уровнях, лежащие в основе повышения неспецифической резистентности организма, наступают не сразу, а лишь в результате длительного воздействия стрессора. Значение стресс-синдрома как на этапе срочной адаптации, так и в процессе превращения ее в долговременную адаптацию состоит в том, что неспецифический компонент адаптации, реализующийся при действии на организм самых различных факторов, потенцирует формирование системного структурного следа, составляющего основу специфической адаптации к конкретному фактору среды или определенной ситуации.
Список литературы
1. Я.М. Коц. «Спортивная физиология» — Москва, «Физкультура и спорт», 1986г, 239с;
2. В.В. Щербачёв, В.В Смирнов. «Секреты здоровья и сила» — Киев, «Здоровья», 1990г, 76с;
3. В.А. Запорожанов. «Контроль в спортивной тренировке» — Киев, «Здоровья», 1988г, 139с;
4. Л.Я. Иващенко, И.П. Страпко. «Самостоятельное занятие физическими упражнениями» — Ки-ев, «Здоровья», 1988г, 155с;
5. Х. Кёлер. «Упражнения на выносливость» — Москва, «Физкультура и спорт», 1984, 48с;
6. В.А. Друзь. «Спортивная тренировка и организм» — Киев, «Здоровья», 1988г, 123с;
7. С.Н. Филь, В.П. Пешков. «Профессиональная подготовка студентов» — Киев, «Вища школа», 1985, 134с.
8. http://ru.wikipedia.org
9. http://www.elib.nwpi.ru/