Здравый опыт трудового и нравственного воспитания сосредоточивался в пословицах, поговорках, где формулировались важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, хлебопашества, бортничества: «Держись за соху: она кормилица», «Не трогай пчелы – будешь плакать»; «Работа да руки – надежные в людях поруки»; «Добро творить – себя веселить» и т.д. Хранилищем представлений о воспитании была также аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где по сути кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогала избежать неурожая, спастись от природных стихий: «Месяц красен- дождю», «Во время дождя – подальше от дуба»; «Кукушка закуковала – пора лен сеять»; «Овес сей, когда береза распускается» и пр. Заметное место в устном народном творчестве занимала тема учения, которому предалось значение залога благополучия и счастливой жизни: «Ученье свет, а неученье-тьма», «Красна птица пером, а человек ученьем», «Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает» и т.д.
Вопросы и задания.
1. В каких условиях возникли и развивались примитивные воспитание и педагогическое мышление?
2. Какими были особенности воспитании в первобытном обществе?
3. Как и почему менялись нормы и содержание воспитания в первобытном обществе?
4. Какими были представления о воспитании в Месопотамии и Египте?
5. Расскажите о «Домах табличек» в Шумере и школах писцов в Египте.
6. Объясните отличия и сходство индуистского и буддийского воспитания и образования.
7. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?
8. Какие основные этапы развития воспитания и образования известны вам в истории цивилизаций античного Средиземноморья?
9. Определите общее и особенное в идеалах и практике воспитание и обучение в Спарте и Афинах.