Вариант 10.
Работа №1.
1.Почему у славян было несколько солярных (объяснить термин) богов,перечислите их.
Солярный – солнечный.
Даждьбог - один из главных богов, бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, предок князей и вообще русских людей. Известен также как: Щедрый бог. Символом является солнечный диск. Основной цвет- золотой.
Савитар – ему приписывается сильное золотое сияние,которое он излучает вокруг, освещая воздух, небо, землю и весь мир. В Савитаре олицетворена божественная сила солнца.
Ра – бог солнца, верховное божество древних египтян.
Хорс – бог солнца. Имя Хорса является однокоренным русским словам «хоровод», «хорват» и «хорошо». Считается,что он был божеством солнечного диска. Именно Хорс двигался по небу днем, и под землей – ночью.
2. Сравните архитектуру Суздальско-Владимирского и Новгородского княжеств. Можно на конкретных примерах. Архитектура Суздальско-владимирского княжества. При князе Юрии Долгоруком были сооружены церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
Обе церкви очень просты в плане: это четырехстолпные однокупольные сооружения с тремя сильно выступающими полуцилиндрами абсид. Четкость основных объемов особенно ощущается в Спасо-Преображенском соборе, суровом и строгом. Несмотря на легкость обозрения отдельных объемов – грузных абсид, гладких, ничем не украшенных и лишь прорезанных вытянутыми вверх окнами стен фасадов и могучего барабана, увенчанного шлемовидным куполом, весь храм, напоминающий вросший в землю куб, отличается необыкновенной цельностью. Впечатление нерасторжимости отдельных частей усиливается материалом и техникой его обработки. Собор сложен из идеально подогнанных друг к другу квадров белого камня, что делает его еще более монолитным.
Расцвет суздальско-владимирской архитектуры связан с именем Андрея Боголюбского. Князь основал свою резиденцию в Боголюбове, близ Владимира, там был воздвигнут обширный дворцовый комплекс, соединенный с храмом (общий облик которого реконструирован Н. Н. Ворониным). Сохранившаяся стройная лестничная башня в Боголюбове дает представление о характере архитектуры княжеского дворца той поры.
Огромное строительство было развернуто Андреем во Владимире. Старый город Мономаха был расширен и обнесен крепостной стеной. От его древних рубленых стен с каменными и деревянными башнями сохранились остатки земляных валов и белокаменные западные Золотые ворота – великолепный памятник крепостного зодчества 12 в. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, древний Владимир производил живописное впечатление. В его стенах находились княжеский дворец, епископский двор, большой посад, многочисленные храмы. Весь комплекс деревянных и каменных гражданских построек, белокаменных церквей и могучих крепостных башен венчан величественный Успенский собор, который был задуман князем как общерусский храм, подобный Киевской Софии. Облик Успенского собора (1158-1161) сильно изменился после пожара 1158 г. ; в 1185-1189 гг. он был расширен Всеволодом, который, однако, сохранил древние стены и лишь велел обстроить их новыми; в результате собор вместо трехнефного стал пятинефным.
Архитектура Новгородского княжества. Великолепным примером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нередицы построенный князем Ярославом Всеволодовичем (заложен в 1198 г., разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны, в настоящее время полностью восстановлен). Его размеры были очень скромны по сравнению с княжескими постройками 11-начала 12 в.
Наружный вид этой четырехстолпной однокупольной церкви отличался большой простотой и вместе с тем особенной пластичностью, которая так привлекает в новгородском зодчестве. Гладкие светлые стены были лишь немного оживлены немногочисленными окнами и простыми лопатками, идущими от основания закомар. Нессиметрично расположенные окна и неодинаковой высоты абсиды (средняя вдвое выше крайних) делали церковь очень живописной. По сравнению с храмами начала столетия она казалась приземистой, тяжелой, но ее образ отличался большой поэтичностью. Строгий, простой и суровых храм прекрасно сочетался со скупым равнинным пейзажем. В интерьере храма Спаса Нередицы боковые нефы не играли значительной роли, все сосредотачивалось в центре, в подкупольном помещении, которое было легко обозримо со всех сторон. Лестница на хоры проходила в втолще стены: деревянные хоры стали маленькими и занимали пространство лишь против алтаря; в южной и северной их частях находились изолированные приделы. В отличие от соборов прошлого церковь, подобная храму Спаса Нередицы, предназначалась для ограниченного круга лиц, связанных семейными узами или общностью профессии.
3. Как звали первого русского по национальности митрополита? Чем он прославился? Иларион. Деятельность Илариона на посту митрополита Киевского известно фрагментально. Частности, сохранились сведения о том, что Иларион совершил освящение киевской церкви святого Георгия – небесного покровителя князя Ярослава и рукополагал в ней новоставимых епископов. Кроме того, вместе с князем Ярославом они разработали церковный устав-судебник, вошедший в историю под названием «Устава Ярослава».
4.Почему после принятия православия грамотность в Древней Руси распространилась относительно быстро? В 988 году великий киевский князь Владимир крестил население Киева. С этого момента христианство стало официально распространяться по всей Руси. Не везде крещение мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. В конце IX-XI вв. были основаны епископства в важнейших городах: Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле. В Киеве строится соборная Десятинная церковь, на содержание которой князь выделил десятую часть своих доходов. В правление князя Ярослава появляется монашество. Греческое духовенство принесло вместе с новой религией и новые понятия о правах и обязанностях правителя и подданных, представление о правителе как о пастыре, ответственном перед Богом за благосостояния подвластного ему народа. Представители церковной иерархии явились на первых порах естественными союзниками князей. Личная власть князей после крещения Руси значительно окрепла.
Введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представления о мире, смягчились нравы людей.
5.Объясните термины:Неф- (франц. nef,от лат. navis-корабль)- вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Аркатурно-колончатый пояс - архитектурное украшение в виде небольших арок из колонн, прилегающих к стене.
Апсида – выступ здания, обычно полукруглый или сомкнутым полусводом (конхой).
Пилястра – плоский вертикальный выступ в стене. Может быть как декоративным, так и конкрутивным элементом, устраиваемый для укрепления стены.
Капитель – верхняя часть колонны.
Работа№2
1.Приведите пример деревянного зодчества XVIIв. Деревянное зодчество. Основа 4 стены, далее идет увеличение, добавление граней. За счет кручения объемов создавалась богатая пластика. Завершение – к 2-ух скатной крыше делались дополнительные скаты. Далее шла 8-ми скатная кровля. Колпак – пирамидальная форма, Бочка – крещетная бочка – пересекаются, шатер, куб- многогранное основание (маковка). Все это сочеталось в одном здании.
2.Кто автор «Притчи о блудном сыне» и «О Навуходоносоре царе»? Семеон Полоцкий.
3.Какая икона называется «Спас Нерукотворный»? Спас Нерукотворный – особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (плате),или Керамидион, представляющий собой его лик на «чрепии» ( глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
4.Когда и почему Москву стали называть «третьим Римом»?Идея «Москва — третий Рим» по самой своей природе была двойственной С одной стороны, она подразумевала связь Московского государства с высшими духовно-религиозными ценностями Делая благочестие главной чертой и основой государственной мощи Москвы, идея эта подчеркивала теократический аспект ориентации на Византию В этом варианте идея подразумевала изоляцию от «нечистых» земель С другой стороны, Константинополь воспринимался как второй РИМ, те в связанной с этим именем политической символике подчеркивалась имперская сущность — в Византии видели мировую империю, наследницу римской государственной мощи^ Таким образом, в идее «Москва — третий Рим» сливались две тенденции — религиозная и политическая. При выделении второго момента подчеркивалась связь с первым римом, что влекло затушевание религиозного аспекта и подчеркивание аспекта государственного, «императорского» Исходной фигурой здесь делался не Константин, а «Август-кесарь». Выступая на первый план, государственность могла не освящаться религией, а сама освящать религию Намеки на это видны уже у Ивана Грозного, писавшего Полубенскому, что Христос «божественным своим рожеством Августа кесаря прославив в его же кесарьство родитися благоизволи, и его и тем вспрослави и распространи его царство, и дарова ему не токмо римскою властию, но и всею вселенною владети, и Готфы, и Савроматы, и Италия, вся Далматия и Натолия и Макидония и ино бо — Ази и Асия и Сирия и Междоречие и Египет и Еросалим, и даже до предел Перских» (Иван Грозный, 1951, с 200) В приведенном отрывке характерно как указание на всемирный, географически «открытый», а не замкнутый характер государственного идеала, так и то, что центром этого вселенского организма оказывается Рим, а Иерусалим фигурирует лишь как далекая пограничная провинция
Итак, двойственная' природа Константинополя как политического символа позволяла двоякое истолкование В ходе одного подчеркивалась благость и священство, в ходе другого — власть и царство. Символическим выражением первого становится Иерусалим, второго — Рим Соответственно идеал будущего развития Московского государства мог кодироваться в терминах той или иной символики Характерно, что идея Москвы — третьего Рима достаточно скоро могла преобразовываться в идею Москвы — нового Иерусалима (ср Ефимов, 1912), что не противоречит первой идее 7 а воспринимается как ее конкретизация В XVI в русские полагают, что старый Иерусалим сделался «непотребным», будучи осквернен неверными сарацинами, и потому Иерусалимом должна называться Москва (с этим мнением специально полемизирует Максим Грек в «Сказании о том, яко не оскверняются святая ни-колиже, аще и многа лета обладаеми суть от поганых», — Максим Грек, II, с 292-293) Если в свое время воплощением церкви для русских была Святая София в Константинополе, то после 1453 г ее место замещает иерусалимский храм Воскресения Характерно, что патриарх .Никон строит под Москвой Новый Иерусалим с храмом воскресения, устроенным по точному подобию иерусалимского Этот шаг был тем более значим, что он вызвал осуждение восточных патриархов, которые критиковали Никона именно за наименование «Новый Иерусалим» (Гиббенет, II, с 196-197, 367, ср Лебедев, 1981,с 70-74). Таким образом, символ Византии как бы распадается на два символических образа: Константинополь понимается как новый Иерусалим — святой, теократический город и вместе с тем как новый Рим — имперская, государственная столица мира. Обе эти идеи и находят воплощение в осмыслении Москвы как нового Констанинополя или третьего Рима, которе появляется после падения Византийской империи. Существенно при этом, что покорение Константинополя турками (1453 г) приблизительно совпадает по времени с окончательным свержением в России татарского господства (1480 г); оба эти события естественно связываются на Руси, истолковываясь как перемещение центра мировой святости — в то время как в Византии имеет место торжество мусульманства над православием, в России совершается обратное, т.е. торжество православия над мусульманством.