Задавшись целью выявить внешние и внутренние идейные особенности греческого театра в античном мире и его значение для древнего грека, следует обратиться к работам теоретиков античной культуры, рассматривающие театр, как важную составляющую культурной жизни древней Аттики. В нашем исследовании греческий театр представим как некий культурный тип.
Рассмотрим, в данной главе два основополагающих аспекта: внутреннее и внешнее содержание античного театра.
Одной из ведущих особенностей идейного наполнения античного театра является сакральное наполнение.
Так, многие историки утверждают, что корни греческого театра восходят к некому примитивному или первобытному обряду1. Основой древнегреческого драматического искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла, Фесея и других.
Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительностью. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир, и была тесно связана с религией.
Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.
История зарубежного театра, т 1,стр. 14
8
Следующей важной характеристикой сущности древнегреческого театра является его ритуализированность.
Античная драма изначально связана с праздничным действием преимущественно религиозного назначения, носящего символический характер. Ведь следует помнить, что театр возник из Дионисийских празднеств. Он сохранял многие черты ритуала, где предполагал многоцветность и многообразие форм своего воплощения, подчёркивал драматическую и экспрессивную стороны события и непременно содержал игровые моменты (см. приложение №..). Театральное действо строилось по определённым канонам - правилам игры, которым договорились следовать участники этой игры (артисты и зрители)1. При этом образы, формы, схемы и последовательность действий закладывалась в память и в мир представлений участников, и оказывала свое воздействие. В 534 году до н.э. осуществилась первая постановка . Этот год может считаться датой возникновения театра. И тот факт, что уже на самом раннем этапе истории драмы персонажи трагедии говорят на поэтическом варианте местного аттического диалекта, к тому же простым размером, очень близким к ритму разговорной речи, представляет особый интерес.
Основная проблематика античных пьес - отражение норм поведения, мироощущения и мировоззрения современного человека.
Спектакли составляли часть «политической» жизни города. Это было грандиозное общественное событие, осознанный акт политического единения. Греческая трагедия захватывала огромную аудиторию и чувство всеобщего единства, очевидно, достигало большой мощи. В этом демократическом театре не было неудобных мест; возникала своеобразная «воронка» внимания, все фокусировалось на орхестре (см. приложение № 1). Почти все трагедии рассказывали о страдании, психологических и
1 История зарубежного театра. Под ред. Бояджиева Т.Н. М., 1986.
2Иллюстрированная история мирового театра. Под ред. Дж.-Р. Брауна. М., 1999.
9
физических муках, об утрате благополучия и самой жизни. Трагедии воплощают ужасы и жестокость человеческого существования и тем или иным образом противостоят им. Кроме того, они обычно отражают конфликты, в особенности семейные крайне напряженные отношения между кровными родственниками и супругами. К тому же большинство из них затрагивает общественные или политические конфликты во внутриполисной жизни или в отношениях между полисами, а иногда - и самым знаменитым примером тому является «Антигона» - и конфликт между требованиями семьи и полиса1.
Главные герои - люди благородного происхождения.
До некоторой степени сказанное касается и приемов изображения богов. Религиозная жизнь Афин была в целом благочестивой и традиционной, нацеленной на сохранение благосклонности богов. В трагедии же боги очень часто приносят людям страдания и делают это таким образом, что люди не могут не только контролировать, но даже понять их. Мир полон страданий, по большей части незаслуженных, и вмешательство богов помогает объяснить эти страдания, не обязательно при этом выявляя убедительный моральный смысл. Тем не менее, утверждение, будто в греческой трагедии господствует «рок» или что персонажи являются лишь беспомощными жертвами «судьбы», неверно. Напротив, многие пьесы ставят проблемы свободы воли и ответственности, стремления человека к лучшей жизни, вопреки своему незнанию. Оглядываясь назад, мы видим, что несчастья «должны были случиться» и с точки зрения богов их можно предвидеть, но большинство трагедий разыгрываются смертными, которые не могут разглядеть предзнаменования своих страданий заранее. В трагедиях эмоциональный и психологический диапазон трагедийных переживаний был богат и подвижен.
1. История зарубежного театра, т 1,стр. 18
10
Немаловажной задачей античных драматургов, актеров, режиссеров -постановка пьес с учетом чаяний зрителей.
Судя по имевшим успех пьесам, афиняне ожидали от трагедии, чтобы она была торжественной, исполненной печали, трогательной, кошмарной, ужасной, захватывающей. Они желали сопереживать событиям, настолько леденящим кровь вне театра, что их можно затронуть только в заданных условиях .
Театр выступает как государственное общественное учреждение, выполняя важные задачи.
Прежде всего, оно заключалось в консолидации общества, следствием предотвращение конфликтов и агрессии. Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в течение всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике .
Через театр происходило развитие человека как эмоциональной личности, приобщение человека к этическим и эстетическим нормам (через оценку художественного решения спектакля).
В системе античного театра чрезвычайно важную роль играет хор, (тогда как его значение в современном сценическом пространстве чаще всего не подразумевается).
Существует мнение, что в трагедии хор тормозит действие и является данью культовой традиции . Однако это не так. Трагедия развивалась на основе трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем
1 Иллюстрированная история мирового театра. Под ред. Дж.-Р. Брауна. М., 1999.
2Там же. С.95
3Там же. С.96
11
коллективным, его партии и помогали понять философский и человеческий смысл трагедии в плане решения основного конфликта. Именно хор песнями-плясками, разбивал монологи и диалоги актеров. Более того, чередование действия с песнями хора составляет структурную основу греческой трагедии. Их назначение заключалось в том, чтобы отзываться, свидетельствовать, сравнивать, выводить мораль, сообщать, отыскивать смысл в происходящем.
Все эти созданные эстетические, эмоциональные компоненты драматического действия реализуют себя во внешнем плане выражения: маска, костюм, декорации, и дополнительная техническая составляющая античного театра.
Уже с самого возникновения древнегреческого театра, большое значение имела определенная каноничность в костюмах актеров (см. приложение №2).
Так, ведущей деталью костюма античных актеров была маска. Они проникли в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато они отвечали задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, «по багровому ее цвету, зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и коварного» .
Исполнение женских ролей мужчинамитакже вызывало
необходимость использования маски. Кроме того, употребление маски
История зарубежного театра, т 1,стр.22
12
обусловливалось размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.
Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гиматий (широкий плащ, располагавший складками вокруг тела, и хламида (короткий плащ с застежкой на плече). Отдельные персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.
Обувью трагического актера были котурны, благодаря которым рост актера визуально увеличивался.