Далее рассмотрим, один из театров Санкт-Петербурга - на Литейном, участник XIIМеждународного фестиваля «Балтийский Дом», под девизом «Другой театр», поставил спектакль «Эдип-царь» (см. приложение №9,10). «Эдип-царь» - дебют молодого режиссера Андрея Прикотенко. Здесь все предельно осовременено. Трагедия Софокла излагается средствами клоунады в сочетании с пластикой, выдержанной в греческом стиле, это исполняют три молодых актера. На сцене мы видим, что декорации и костюмы изготовлены из плетеных сеток. Для этого спектакля характерна изящная эротика и зонги. Актеры фривольно разыгрывают комикс об Эдипе в современно-рэповой стилистике, соединяя длинным «фаллосом» животы «Эдипа» и «Иокасты» (см. приложении №11) . Они играют этой деталью на разные лады, впечатление такое, как будто смешалась улица, на которой во время Дионисиев происходили игрища шествия, и орхестра, где в те же дни шли драматические представления. Античная трагедия не знала «низа». Сегодняшний театр не знает трагического «верха». Он знает «улицу». Античная трагедия возвышала человека над его собственной плотью, карая запретами и облегчая душу катарсисом. Мир Софоклова «Эдипа», кроме всего прочего, основывается на двух запретах: убийство отца и инцест. Христианское сознание еще более расширило природу этих запретов, начертав через заповеди «Чти отца и мать своих», а в ранг смертных грехов
1Театральная жизнь 11 декабря 1992.
2Петербургский театральный журнал №27 2002.
20
возводя всякое убийство. А. Прикотенко минует все истинно трагические вопросы, устраивая из «Эдипа-царя» красивые, замысловатые, иронические, ритмически выверенные «Дионисии» - игры1. Фаллический культ борется на территории этого «Царя-Эдипа» с роком, человек не хочет трагедии, он радуется ошибкам богов, надеясь, что права жизни окажутся сильнее прав неба.
При работе над пьесой создатели спектакля не удовлетворились одним переводом и сделали по существу самостоятельный текст. Строфы Софокла произносятся то с подобающей торжественностью, то распеваются словно рэп. Все это соединяется музыкой или греческим фольклором - песнями пастухов и виноградарей.
Таким образом, столичные театры, уходят от античного первоисточника еще дальше, чем периферия. Слишком много появляется клоунады, сарказма и «гламурности». В этих спектаклях сделан больший акцент на сценографии: оформление спектаклей яркое, роскошное. Высокие античные идеалы: божественность, гражданственность, взаимоотношения родителей и детей -уходят на задний план. Высокая античная трагедия оборачивается игрой, развлекательностью, забавой для зрителя. Античная трагедия в данных постановках утрачивает свой смысл.
Таким образом, античные темы интересуют театральную общественность как в провинции, так и в столице. К античности охотно обращаются. Но провинция к драматическому материалу относится более консервативно, во многом сохраняя высокий стиль, дух античных трагедий.
§ 2 Репрезентация античности в современном театре 2000-2008 гг.
Рассмотрим 2000-е годы.
Так, в настоящее время на сценах российских театров, идут античные темы:
1Театр №2 2002.
21
в Иркутском академическом драматическом театре им. Охлопкова - «Эдип-царь» Софокл (2001 г.) ; в театре на Литейном (г. Санкт-Петербург) -«Антигона» Софокл (2004 г.) ; в театре им. Моссовета (г. Москва) «Бог» Вуди Аллена (2004 г.) ; в Мурманском областном драматическом театре «Театр Нерона и Сенеки» Э. Радзинский (2004 г.)4; в Школе драматического искусства (г. Москва) «Песнь двадцать третья» Гомер из «Илиады» (2005 г.)5; в МХТ (г. Москва) «Царь-Эдип» Софокл (2006 г.)6; в Александрийском театре «Эдип царь» Софокл (г. Санкт-Петербург, 2007 г.) .
Будем следовать той же логике, как и в первом параграфе. Проанализируем, как преподносится античная трагедия в периферийных театрах и в столичных в сегодняшнее время. В провинциальных театрах идут спектакли, а именно:
«Эдип-царь» Софокл (Иркутский академический драматический театр им. Охлопкова), «Театр Нерона и Сенеки» Э. Радзинский (Мурманский областной драматический театр). В столичных театрах - «Антигона» Софокла (театр на Литейном г. Санкт-Петербург), «Бог» Вуди Аллена (театр им. Моссовета г. Москва), «Песнь двадцать третья» из «Илиады» (Школа драматического искусства г. Москва), «Царь Эдип» Софокла (МХТ г. Москва), «Эдип-царь» Софокла (Александрийский театр г. Санкт-Петербург).
Премьера спектакля «Эдип-царь» Иркутского академического театра
о
состоялась в 2001 году (см. приложение №12,13,14). Во внешнем оформлении, чистое, простое, белое пространство с некоторыми абстрактными «геометрическими» деталями (кубами, призмами или шарами).
1 Петербургский театральный журнал №27 2002.
2 Петербургский театральный журнал №1 2005.
3Красота №7-8 2004.
4Страстной бульвар № 7 2004.
5 Театр №12006.
6Страстной бульвар №9 2008.
7Страстной бульвар №5 2007.
8 Петербургский театральный журнал №27 2002.
22
В этом пространстве ритмически точно, сообразуясь с геометрией декораций, медленно двигаются фигуры в черных, будто монашеских, одеждах. Минимум эффектов. Белое пространство становится красно-черным в сцене гибели Иокасты. Когда Эдип выкалывает себе глаза, падает черное полотнище. Белое, красное, черное .
Образная система скупа, но каждый визуальный образ строго соразмерен смыслу. Интрига пьесы содержится не в абстрактных многословных монологах, обращенных к небесам, а представляет собой почти детектив. Идейное наполнение сценического представления - история о поиске истины теми, кто изначально слеп и истины не знает (финальное ослепление Эдипа -лишь материализация того состояния, в котором он пребывал всю жизнь) . В том, что истину ищут слепые, и состоит истинный трагизм. Хору в спектакле отведена незначительная роль, который, в процессе представления перевоплощался в актеров. В представлении прямая линия драматического расследования, примат смысла, аскетизм формы, лаконизм, геометрия, культ слова.
Спектакль «Театр времен Нерона и Сенеки» Э.Радзинского - сложное, неоднозначное действо, возвращающее зрителя к заре собственной жизни, к юношеским комплексам3. Нет ничего страшнее, когда неограниченная власть попадает в руки человека недостойного или слабого. Вседозволенность всегда, во все времена вела к преступлению. Режиссера Султана Абдиева занимает именно исследование человека, поставившего самого себя в обстоятельства исключительные и невероятные. Неоднозначное музыкальное оформление спектакля. Космическая музыка прерывается современной популярной музыкой. Нерон являет собой средоточие всех человеческих мерзостей и в то же время вызывает острую жалость как провинившийся, но
1 Там же. С. 30 Там же. С. 32 3 Страстной бульвар № 7 2004.
23
несчастный и одинокий ребенок. В плане внешнего оформления, попытка следовать античному образцу.
Таким образом, мы видим, что в отличие от постсоветского времени, современный театр пытается возродить некоторые традиции античного тетра, например, элементы одежды, обращаются к забытому культу слова, иногда используют хор, как действующее лицо пьесы.
Но при этом, режиссера интересует не историческая реконструкция античной трагедии, а современный человек в сюжете античной трагедии. Поэтому в дух античной драмы режиссеры активно вплетают элементы современной массовой культуры: музыка, одежда, отказ от классического сценического движения.
Трагедия современна, но при этом сохраняет проблематику античных пьес, трагедия близка мироощущению современного человека.
К теме античности в сегодняшнее время обращаются и столичные театры.
Так, театр на Литейном, продолжает традицию античности спектаклем «Антигона» (режиссер А.Прикотенко) (см. приложение №15,16,17,18,19,20). Спектакль заявлен как продолжение «Эдипа-Царя». Используется схожий драматургический материал, схожая (вплоть до цитаты) сценография. Но в «Антигоне» нет той игровой стихии, как в «Эдипе». «Антигона» серьезно задумана и исполнена. В «Антигоне» потенциал сценографии не реализуется, встроенные в визуальный ряд знаки рока, трагического театра, Греции становятся пустыми знаками. Отсутствует хор; интерпретация режиссера превращает спектакль в абсурдную бытовую мелодраму. Понимание античной трагедии доводится до фарса под влиянием массовой культуры.
Странное ощущение остается от «Антигоны». Взята история, как будто вечная, очень старая. Подана трагедия в древнегреческом антураже, в форме,
1Петербургский театральный журнал №1 2005.
24
претендующей на универсальное художественное обобщение. Но содержание этой формы столь противоречиво и незначительно, что возникает эффект «много шума из ничего»1.
В «Царе Эдипе» МХТ перекличка с современными политическими играми сделала близкой историю, но она же вынудила снизить жанр, переведя трагедию в драму. Здесь снижается пафос античной трагедии, а актеры еще и усиливают черты обыденности бытовой подачей реплик, «отсебятиной», общим гулом . Режиссер отходит от классического оформления спектакля. Мы видим актеров в привычной нам одежде, в современном антураже (см. приложение №21). Но при этом, смысл трагедии не меняется, над героями довлеет все тот же античный рок.
К сюжету о царе Эдипе обращаются все больше и больше в искусстве: от кинематографии до театра. Так, например, свое видение античной трагедии представил на суд зрителей Александрийский театр: «Эдип - царь» Софокла. Театральное действо представляется как нечто спортивно-риторическое, сложное для актерского исполнения и для зрительского восприятия3.