Смекни!
smekni.com

Феномен долголетия (стр. 4 из 5)

Подавляющее большинство долгожителей Кубы в молодости занималось активным физическим трудом. В основу их ежедневного рациона питания входили рыба, куриное мясо, яйца, овощи и фрукты. При этом все блюда они готовили /и готовят до сих пор/ с минимальным количеством соли и острых приправ. Долгожители Кубы ведут жизнь строгую, но не аскетичную. Они не увлекаются алкоголем, однако любят кофе и сигары, употребляя их в больших количествах. Еще одно подтверждение тому, что нет "волшебной" диеты оздоровления и одним питанием жизнь не продлить

-Этнопсихологический фактор

В конце 70-х годов этнограф по профессии, Галина Старовойтова изучала феномен долгожительства на Кавказе. Она выдвинула гипотезу "этнопсихологического" происхождения этого феномена, пытаясь показать, что долголетие определяется не генами или диетой и образом жизни, а особой психологией и традициями, дающими наиболее почетную роль в обществе именно глубоким старцам. В абхазской культуре существует множество выработанных веками форм поведения, способствующих преодолению воздействия стрессогенных факторов. Большое значение имеет участие в ритуалах жизненного пути и вообще в значимых для человека событиях значительного числа людей — родных, соседей, знакомых. Подобные формы поведения существуют и у других народов Кавказа. Но в Абхазии обращают на себя внимание масштабы моральной и материальной поддержки, взаимовыручки родных и соседей в ситуациях жизненно важных изменений — свадеб или похорон. У жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики пожилых, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долголетия. К социально-психологическим факторам феномена долголетия в Абхазии и Азербайджане относятся: геронтокритический характер традиционной этнической культуры (обычаи, советы старейшин), сохранение за старыми людьми социальной роли в семье, сельской общине, психологический комфорт стариков, обусловленный высокой мерой их включения в дела семьи, своего села. Люди такого возраста пользуются на Кавказе уважением. Старых людей приглашают на семейные торжества, где им отводят почетное место. Их стараются оградить от стрессов, не обижают и не забывают, обеспечивают лучшие бытовые условия, питание, уход. У азербайджанцев как бы затушевывается факт старения, у долгожителей очень низкий уровень тревожности (вплоть до анозогнозии и отрицания самого факта старения), высокая социальная адаптированность, широкие эмоциональные связи. Отношение азербайджанских долгожителей к своему возрасту характеризует тот факт, что 80% обследованных долгожителей считали свой возраст не очень большим. У долгожителей срабатывает психологическая защита от осознания факта старения и неизбежности смерти, которая определяется особенностями характера, низким уровнем тревоги, контактностью, гибкостью психических реакций. В связи с этими психологическими особенностями долгожителей следует вспомнить высказывание Гуфелаида, который писал в 1653 году о том, что «среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, зависть, ненависть».

Долгожители Абхазии и Азербайджана доброжелательны, охотно идут на контакт, у них нет свойственной старикам обращенности к далекому прошлому, нет ипохондричности. Говоря о состоянии волевой сферы у долгожителей, необходимо подчеркнуть их низкий уровень притязаний. Практически все долгожители на протяжении жизни отдавали предпочтение спокойствию, мирному решению конфликтов. Волевой процесс у долгожителей не имеет высокой напряженности и направлен в основном на сохранение своего личностного и социального статус-кво.

Семейная организация в Абхазии и Азербайджане различна и связана со спецификой заключения браков, исключающих инбридинг в Абхазии и, напротив, высокий инбридинг в Азербайджане. У абхазцев строгий запрет на браки между родственниками и жителями одного селения, более выражена экзогамия. Брачные связи в Азербайджане ограничиваются преимущественно кругом людей той же национальности и заключаются между всеми родственными группами. Родители многих обследованных нами долгожителей состояли между собой в родстве. Следует отметить высокую значимость для долгожителей любви (имеется в виду любовь в форме сексуальных отношений). Они оценивают ее даже выше, чем молодые. Долгожители-мужчины Абхазии и Азербайджана поздно вступают в брак — в 35-40 лет, женщины — в 20-25 лет. Если массовое долгожительство абхазов нельзя объяснить только благоприятными климатическими и природными условиями, должны быть и другие причины. Например, одной из таких причин называют традиционные для абхазов поздние браки и, соответственно, позднее рождение детей. Известны многочисленные рассказы о случаях рождения детей от 80 - 90-летних старцев и о 50-60-летних матерях младенцев. Исследования ученых показали, что абхазские мужчины действительно редко вступали в брак до 30 лет. Например, долгожители селения Джгерда решались расстаться с вольной жизнью холостяка только к 35-38 годам. Невесты были, конечно, моложе, но и про них трудно было сказать "выскочила замуж" в 24-29 лет (а это средний возраст женщин, вступающих в брак), согласитесь, человек уже способен зрело оценивать свои поступки.

3.Механизмы старения

Механизмы старения достаточно сложны и многообразны. Сегодня существует несколько альтернативных теорий, которые отчасти противоречат друг другу, а отчасти – дополняют. Современная биология уделяет проблеме старения очень большое внимание, и с каждым годом появляются новые факты, позволяющие глубже понять механизмы этого процесса.

-Старые и новые теории старения

Прежде чем перейти непосредственно к изложению различных теорий старения, необходимо дать определение термина «старение». Существует множество определений этого понятия. Наиболее удачным из них является следующее: «Старение – это процесс непрерывного разрушения, присущий всем объектам живой и неживой природы». Существование и поддержание жизнедеятельности живых организмов возможно благодаря непрерывному потоку энергии, а также постоянному воспроизведению генетической информации и структур в процессе клеточного деления.

На данный момент существует несколько десятков теорий старения. Многие из них представляют уже только исторический интерес, остальные же, отражая ряд существенных сторон процесса, могут быть уложены в логическую схему более универсального общего механизма старения. Общим для всех гипотез является одно – старение организма начинается сразу после начала деления оплодотворенной яйцеклетки. Рассмотрим некоторые из них.

-Молекулярно-генетические теории

Гипотеза, согласно которой причиной старения являются изменения генетического аппарата клетки, является одной из наиболее признанных в современной геронтологии.

Молекулярно-генетические теории подразделяются на две большие группы. Одни ученые рассматривают возрастные изменения генома как наследственно запрограммированные.Другие считают, что старение – результат накопления случайных мутаций. Отсюда следует, что процесс старения может являться или закономерным результатом роста и развития организма, или следствием накопления случайных ошибок в системе хранения и передачи генетической информации.

Свободнорадикальная теория старения: новые данные против

На протяжении последних сорока лет в официальной науке господствует так называемая свободнорадикальная теория старения, объясняющая возрастные изменения в организме влиянием окислительного стресса. Иными словами, старение клеток – по мнению сторонников указанной гипотезы – вызывается накоплением ионов кислорода, свободных радикалов и пероксидов (зачастую упоминаемых под общим названием «активные формы кислорода», АФК).

Однако постепенно начинают появляться экспериментальные данные, не согласующиеся с теорией. В февральском номере журнала PLoS Genetics опубликована любопытная статья за авторством исследователей из Университета Макгилла (Канада), убедительно доказывающая отсутствие связи между окислительным стрессом и старением. Данные канадских ученых говорят об обратной зависимости: продолжительность жизни некоторых организмов с частично нарушенной способностью противостоять накоплению АФК не уменьшается, а увеличивается.

-Адаптационно-регуляторная теория

Модель старения, разработанная выдающимся украинским физиологом и геронтологом В.В. Фролькисом в 1960-70-х гг., основана на широко распространенном представлении о том, что старость и смерть генетически запрограммированы. «Изюминка» теории Фролькиса состоит в том, что возрастное развитие и продолжительность жизни определяются балансом двух процессов: наряду с разрушительным процессом старения развертывается процесс «антистарения», для которого Фролькис предложил термин «витаукт» (лат. vita – жизнь, auctum – увеличивать). Этот процесс направлен на поддержание жизнеспособности организма, его адаптацию, увеличение продолжительности жизни. Представления об антистарении (витаукте) получили широкое распространение. Так, в 1995 г. в США состоялся первый международный конгресс по этой проблеме.

Существенным компонентом теории Фролькиса является разработанная им генорегуляторная гипотеза, по которой первичными механизмами старения являются нарушения в работе регуляторных генов, управляющих активностью структурных генов и, в результате, интенсивностью синтеза закодированных в них белков. Возрастные нарушения генной регуляции могут привести не только к изменению соотношения синтезируемых белков, но и к экспрессии ранее не работавших генов, появлению ранее не синтезировавшихся белков и, как результат, к старению и гибели клеток.