Смекни!
smekni.com

Архитектурная композиция Цвингера (стр. 2 из 4)

В 1710 году строительство обеих Закругленных галерей шло полным ходом. Пёппельман поставил их на низкую террасу, связанную с садом лестницей. Терраса должна была служить для променад. Закругленные галереи достигли высоты вала, а устроенные на их медной крыше верхние террасы вместе с самими крепостными сооружениями составили третий ярус прогулочных дорожек. Перед каждым окном находилась консоль, на которой должно было стоять цитрусовое деревце, поэтому сами окна доходили до пола галереи, что позволяло выносить и вносить тяжелые кадки.

Южный климат способствовал сооружению крупных, репрезентативных фонтанов. Вода, как стоячая, так и проточная, приобретала как раз в то время особенно важную функцию в архитектуре. Архитекторы, стремившиеся к красочности и зрелищным эффектам, искали строительные и оптические методы передачи глубины, пластичности форм и сильных контрастов света и тени. Они оценили секрет красоты отражения зданий в неподвижной водной глади и стремились придать стенам динамичность посредством изогнутых фасадов и скульптурных украшений, оживлявших контуры, а каскады и фонтаны могли лишь усилить динамику найденных форм[2].

Возвратившись в том же 1710 году в Дрезден, гениальный архитектор Пёппельман королю новое расширение оранжереи, сопровождавшееся и определенным изменением функции сооружения. Под прямым углом к Закругленным галереям следует с двух сторон достроить двухэтажные павильоны с небольшими, но репрезентативными парадными залами. Кроме того, следует использовать перепад высоты между цвингеровским валом и садом для сооружения каскадов и фонтанов — «водяного театра», как тогда была названа Купальня нимф. При этом чрезвычайно большое значение придавалось скульптуре, как средству оживления архитектурного ансамбля. Одним из счастливых совпадений в европейском искусстве было то, что наряду с таким архитектором в Дрездене жил и творил не менее гениальный скульптор Балтазар Пермозер, который вместе со своими помощниками придал особый характер всему сооружению, гармоническое сочетание архитектуры и скульптуры. Таким образом, оранжерея и сад были дополнены современными зданиями, примыкавшими к группе старых построек. Из залитых светом павильонов, под рокот сверкающих водяных струй между прекрасными скульптурами, хорошо просматривались оранжерея и декоративный сад, дворец, вдали над городом скалистые вершины Саксонской Швейцарии; с другой стороны была видна долина Эльбы вплоть до дальних виноградников и отрогов Рудных гор.

В 1711 году заканчивалось строительство обеих Закругленных галерей, но было еще не ясно, как оформить стык между ними — место, занимаемое сейчас Павильоном на валу. В то же время были произведены уже подготовительные работы для закладки фундаментов двух, вновь предложенных, угловых павильонов. На этом этапе строительство Цвингера натолкнулось на сопротивление группы влиятельных лиц. Премьер-министр и начальник дрезденской крепости протестовали против открытия цвингеровского вала. Для постройки южного павильона, в котором сейчас находится Физико-математический салон, требовалось срыть часть крепостного вала. Пёппельман в своем проекте не учел соображения безопасности, волновавшие генералов и городских сановников. Примерно тогда же начальник главного строительного ведомства граф Вакербарт заявил протест против беспланового ведения строительных работ. В обязанности Главного строительного ведомства как раз и входили координация королевских строительных начинаний, контроль за ходом строительных работ и их финансирование. Однако по поводу Цвингера Пёппельман вел переговоры лично с королем, представлял ему свои планы на утверждение и строил по его санкции, не имея дела со специальными ведомствами. Главное строительное ведомство пыталось пресечь такую активность собственного служащего, действовавшего в обход существовавших инструкций, но безуспешно, ибо речь шла о решениях монарха. Август Сильный пытался уладить этот конфликт, дав графу Вакербарту письменное заверение в том, что он действовал согласно своему долгу, опротестовывая планы строительства Цвингера и пытаясь даже помешать их осуществлению; и все же король оставлял за собой право лично давать указания архитектору, не прибегая к предварительным консультациям со своими сановниками. Король указывал, что оранжерею невозможно построить, не разрушив части крепостного вала, и снимал с начальника Главного строительного ведомства и с генералов всякую ответственность за это.

2. II этап строительства (1712 – 1727)

В 1711 году возникла следующая идея расширения проекта. Было решено разбить во дворе перед оранжереей и обоими ее павильонами сад. Тотчас же был отдан приказ снести манеж, входивший в группу старых построек, поскольку он вклинивался в запланированный сад. Кроме того, потребовалось срыть южный крепостной вал длиною в 100 метров. В 1714 году граф Вакербарт вновь протестовал против нарушения безопасности города, что король снова оставил без внимания[3].

В 1712 году были закончены обе Закругленные галереи, а год спустя и оба угловых Павильона, правда, они были еще неоштукатурены. Вслед за этим начали строиться обе южные галереи и Коронные ворота. Еще и сейчас заметно, что вся эта южная сторона Цвингера не была запланирована с самого начала. Стоя перед Коронными воротами или на улице Х.-Гримау-аллее, идущей вдоль цвингеровского рва, видишь, что южные галереи расположены наклонно на старой крепостной стене. У Физико-математического салона аркады доходят почти до края стены, а на другой стороне, в конце Прямой галереи у Музея фарфора, их отделяет от края крепостной стены несколько метров. Дело в том, что Пёппельман поставил оранжерею перпендикулярно к группе старых построек, не учитывая того, как проходит цвингеровский ров за крепостным валом.

Там, где возвышалась мощная дамба с выемками для установки замаскированных батарей, на той же высоте протянулись вдоль рва залитые :цветом Прямые галереи. Через ворота, находившиеся между ними, можно было выйти из Цвингера. Дрезденская крепость лишилась тем самым не только вала с оборонительными приспособлениями, но и защитного рва, ибо теперь через него был перекинут мост. Чтобы иметь возможность, по крайней мере, быстро его разрушить в случае наступления врага, его построили из простых деревянных конструкций. Поэтому и сейчас через цвингеровский ров переброшен деревянный мостик, производящий впечатление временной постройки. Каменного моста здесь никогда не было. Как ни странно, но в 1715 году, очевидно, все еще не было точных планов завершения Цвингера. Встраивая Закругленные галереи с парадными залами в цвингеровский вал и возводя Прямые галереи на стене цвингеровского рва, архитектор просто исходил из характера местности и имевшихся сооружений. Тем самым были созданы западная и южная застроенные границы некоего пространства, величина и назначение которого еще не были определены.

В 1715 году Пёппельман был послан в Париж изучать дворцовые сооружения и их интерьер. Между тем проблема лестницы, ведущей на высокий вал между обеими Закругленными галереями, была решена. Вместо простой лестницы, предложенной еще королем, Пёппельман запланировал для нее целое сооружение — Павильон на валу, который должен был увенчать собой всю архитектурную группу.

Павильон на валу выполняет несколько функций: в нем расположены входные двери в обе Закругленные галереи, что было важно для переноски экзотических деревьев, лестницы, три фонтана, образующие грот, и небольшой парадный зал; благодаря своим размерам и своей красоте он образует архитектурный центр всей постройки. Он был сооружен в 1716—18 годах. К тому же времени была, очевидно, закончена и Купальня нимф за бывшим Французским павильоном (сейчас в нем кафе). Помимо этого велись работы по внутренней роскошной отделке залов Физико-математического павильона[4].

По одному лишь перечислению работ видно, что темпы строительства ускорились в эти годы. Весной 1718 года было объявлено, что свадьба кронпринца Фридриха-Августа со старшей дочерью умершего императора, Марией Иозефой, будет праздноваться летом 1719 года. Этот брак был важным политическим событием в жизни тогдашней Европы. Стоял вопрос о престолонаследии габсбургского императорского дома, поэтому женитьба кронпринца на молодой принцессе давала Саксонии возможность претендовать на императорскую корону. Помимо этого, Габсбургам принадлежала в то время Силезия, находившаяся между Саксонией и Польшей, и в случае возможного раздела императорского наследства Саксония могла бы соединиться с Польшей. Одни лишь эти соображения превращали свадьбу в акт государственной важности, привлекавший к себе внимание европейской общественности, в событие, о котором послы будут докладывать во всех странах. Для празднеств требовалась помпезная площадь. Август Сильный счел, что для этой цели можно использовать цвингеровский сад, хоть он и был еще не закончен, ведь на террасах галерей можно было не только прогуливаться, но и наблюдать за происходящим во дворе, а из Прямых галерей через окна между декоративными деревьями хорошо просматривалась праздничная площадь. Пёппельман предложил повторить архитектурную группу цвингеровского вала на противоположной восточной стороне, а напротив Павильона на валу соорудить пышную арку с лестницей, ведущей к террасам двух новых Закругленных галерей и Павильонов с залами. Кроме того, для праздничных представлений требовался большой новый оперный театр, и после нескольких неудачных проектов решено было построить его позади нынешнего Павильона с Музеем фарфора. В соответствии с этим пришлось за противоположным павильоном, где сейчас висят картины немецких художников, построить бальный зал. Обе восточные Закругленные галереи и здание между ними — нынешний Колокольный павильон — а также дом для балов сразу же начали сооружаться как временные деревянные постройки. Точно так же были соединены деревянной трибуной Немецкий и Французский павильоны. В середине трибуны напротив Коронных ворот была возведена центральная башня, служившая королевской ложей. В спешке к 1719 году из камня были построены два новых угловых павильона — «Немецкий» и музей фарфора и новый оперный театр[5].