Водный бассейн с многократно изгибающимися контурами занимает большую часть дворика грота, оставляя все же достаточно пространства для прогулок с вышеупомянутой целью. В нем размещены невысокие фонтаны. Со стороны вала стена открыта для каскада. Наверху стоит фонтан, из переполненных чаш которого вода стекает в бассейн. Два дельфина изрыгают часть воды вновь в верхнюю чашу. Но основная масса воды сбегает вниз по наклонному каскаду, пенится, натыкаясь на помещенные в каскаде валуны, ниспадает из одного бассейна в другой и наконец из двух мощных труб сильными струями выбрасывается назад почти на высоту вала. На всех колоннах, стенах, бассейнах и профилях высечены орнаменты из свисающего мха, раковин и камыша.
Не все ниши в стенах, окружающих двор, первоначально были заняты фигурами нимф. Икандер сообщал, что на некоторых искусно оформленных постаментах находились кадки с цветами. Около 40 лет назад профессор дрезденской Академии художеств Врба и несколько других скульпторов создали все женские фигуры на балюстрадах, за исключением обеих групп над каскадом, в дворике фигуры в тех нишах, которые стоят справа и в центре, если смотреть на каскад. Нимфы мастеров барокко на другой стороне более сложны по форме; это не просто женщины, а также богини, отличающиеся монументальной пластичностью. Новые скульптуры — это отлично выполненные изображения нагого тела и, как таковые, понятны каждому. Они отвлекают многих посетителей от восприятия истинных произведений искусства. Эти дополнения скульптурной программы барокко были неуместными как по содержанию, форме, так и с точки зрения художественно-воспитательной.
Пёппельман пользуется контрастами, которые не отрицают друг друга, а лишь усиливают. Вода мчится вниз и вновь подбрасывается наверх, струи перекрещиваются. В Павильоне на валу и в Коронных воротах сталкиваются такие противоположности, как свет и тень, воздушность и массивность, закругления и выемки. Струящиеся ленты галерей с павильонами, парящими над ними, и мощные, устремленные ввысь ворота и лестницы, смену высоких и низких элементов, закруглений и прямых линий, причудливые и строгие формы. Если суммировать все эти наблюдения, станет ясной суть художественного принципа, которым руководствовался великий зодчий: нагнетение и сочетание противоположностей. Эта формула, присуща многим произведениям барокко.
4. Восстановление Цвингера
Цвингер был построен из песчаника, самого красивого и дорогого строительного материала страны. Однако это относительно мягкий камень, имеющий различные по прочности разновидности. Несмотря на то, что специалисты начала XVIII века выбирали наиболее высококачественные сорта, сказались последствия выветривания. Не пощадили его и войны. Поэтому вот уже 200 лет в Цвингере непрерывно ведутся реставрационные работы. На протяжении этих лет имелось пять реставрационных периодов. Первый — начался в 1783 году. Руководил этими работами в то время Иоганн Даниэль Шаде. Очевидно, главным поводом для- них послужило то, что экспонаты музеев, расположенных в галереях, страдали от сырости, проникавшей через террасы крыш — этот ремонт время от времени производится и сейчас. Кроме того, Цвингер пострадал от тяжелого обстрела города прусской армией во время Семилетней войны.
В ходе устранения этих разрушений строение было модернизировано, в нем было доведено до конца то, что оставалось незавершенным. Важным для внешнего облика Цвингера были работы над скульптурными украшениями и балюстрадами. Скульпторы Иоганн Баптист Дорш, Тадеус Игнациус Вискочилл и Иоганн Фердинанд Файге получили заказ на скульптурные работы в Колокольном павильоне. Его стены до тех пор были лишены украшений, там находились лишь песчаниковые блоки
В 1834 году в Дрезден был приглашен архитектор Готфрид Земпер. Через несколько лет он предложил проект, осуществление которого обогатило бы Дрезден самым монументальным архитектурным комплексом, какие знал XIX век. Городу требовался оперный театр и здание для картинной галереи. Земпер собирался, подобно Пёппельману в прошлом, подключить к Цвингеру ансамбль зданий, который протянулся бы вплоть до Эльбы. Этот план натолкнулся на мелочность и нерешительность органов, ведавших данными вопросами. Оперный театр было позволено строить на том месте, где его запланировал архитектор. Сегодня он, восстановленный после пожара в несколько измененном виде сыном Земпера, возвышается на площади, названной его именем. Галерею же, которую Земпер хотел воздвигнуть параллельно ему на другой стороне площади, пришлось строить как здание, замыкающее собой цвингеровский ансамбль. После упорного сопротивления архитектор спроектировал свое произведение так, «чтобы аркады и павильоны Цвингера... служили обрамлением для нового сооружения, существенно усиливая его эмоциональное воздействие
13 февраля 1945 года центр Дрездена, бывшего до тех пор одним из красивейших барочных городов мира, рухнул, стертый с лица земли сильнейшей — и в военном отношении бессмысленной — бомбардировкой эскадрильями англо-американской авиации. Много тысяч жителей погибло в подвалах и на улицах, на многих квадратных километрах не осталось ни одного неповрежденного дома. Цвингер стал жертвой пожара, а Павильон на валу с гермами Пермозера, Закругленная галерея перед Купальней нимф и западная часть Картинной галереи были разбиты до основания в результате прямого попадания фугасной бомбы. Пышные плафоны Сильвестра и Фелинга и мраморная отделка западных павильонов навсегда исчезли, превратившись в щебень и пыль.
Всего через несколько дней после бомбардировки архитектор Губерт Эрмиш с несколькими помощниками начал работать в Цвингере. На этом бескрайнем поле развалин под дымными облаками догорающего города они делали подпорки у расколовшихся стен, собирали важные обломки, детали. Они одни знали, что Цвингер можно спасти. Сразу же после разгрома нацистского режима Эрмиша поддержал вновь назначенный обер-бургомистр; его работе способствовали и два приказа тогдашних советских оккупационных властей, касавшихся вопросов культуры[8]. В лице Альберта Брауна Цвингер обрел исключительно опытного скульптора, который со знанием дела по фотографиям реконструировал многие утраченные скульптуры и детали. Обоим заслуженным руководителям восстановительных работ не дано было увидеть свой труд завершенным. Их преемниками стали архитектор Френцель и скульптор Шлезингер. Они закончили реставрацию в 1964 году. Она продолжалась 19 лет и обошлась в 20 миллионов марок.
С 1728 года в Цвингере размещалась резиденция кюрфюстов, в нем выставляется ряд тогдашних королевских коллекций. Во время семилетней войны он сильно пострадал от пушечного обстрела. В революционный 1849 год сгорели Зоологический павильон (ныне Музей фарфора) и Входной павильон. Позднее они были восстановлены. 13 февраля 1945 года обновленный Цвингер был почти до основания разрушен бомбами, и его восстановление казалось невозможным. Управления земли Саксония и целой армии добровольных помощников немедленно приступил к страховке руин от дальнейшего разрушения и к нелегкой работе по восстановлению этого уникального памятника культуры. Создание скульптур было поручено скульпторам А. Брауну и Ф. Шлезингеру. После смерти Эрмиша в 1951 году общее руководство работами принял его сотрудник профессор А. Френцель[9]. В 1964 году казавшееся невозможным стало действительностью: Цвингер восстал из руин в своей прежней красоте.
Самым блестящим воплощением новых идей стал дворцовый комплекс Цвингер, созданный по проекту выдающегося немецкого архитектора Маттеуса Даниэля Пеппельман
Достоинства данной композиции заключаются в то что, Цвингер является, прежде всего, памятником своей эпохи, обладавшим необыкновенной силой воздействия не только на современников и на ближайшие к ним поколения, но и на людей последующих столетий и даже последующего тысячелетия.
В Цвингере находится много музеев. Самыми знаменитыми из них являются Галерея старых мастеров и Оружейная палата. Основа собрания Оружейной палаты — это домашняя коллекция оружия саксонских курфюрстов. Первоначально это было собрание повседневного и церимониального оружия, впоследствии она стала расширяться за счет ценных экспонатов тех или иных, известных в свое время мастеров-оружейников. Наибольший вклад в создание этой коллекции внесли Христиан I и Христиан II.
В павильонах и галереях Цвингера размещены драгоценные культурные сокровища: экспонаты физико-математического салона, зоологического музея, музея изделий из фарфора, а также часть картинной галереи «Старые мастера» и исторический музей. Двор Цвингера сделался опять, как и в старину, парадным двором.
В результате изученной темы можно сделать вывод, что архитектурная композиция Цвингера внесла очень большой и существенный вклад в сокровищницу мировой архитектуры.
В данной работе удалось подробно рассмотреть все особенности становления и изменения архитектурной композиции Цвингера.
Дрезденский Цвингер справедливо называют жемчужиной немецкого барокко.
1. Брокгауз Р. Лейпциг и Дрезден. Издательство ИДДК,М., 1989
2. Каплун А. И. Архитектура Германии 18 века. Издательство «Стройиздат», 1967 М., 1998
3. Келлер И. С. Цвингер. Издательство «Литкон» М., 1980
4. Коробова И. Восстанавливая утраченное. Издательство «Москва» М., 1984
5. Менцхаузен И. Цвингер. Дрезден. Издательство «Букинист», М., 1974
6. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. Издательство «Стройиздат», М., 1990
[1] Келлер И. С. Цвингер. М, 1980, с. 78
[2] Келлер И. С. Цвингер. М, 1980, с. 102
[3] Келлер И. С. Цвингер. М, 1980, с. 45
[4] Менцхаузен И. Цвингер. Дрезден. 1974, с. 87
[5] Келлер И. С. Цвингер. М, 1980, с. 120
[6] Менцхаузен И. Цвингер. Дрезден. 1974, с. 251
[7] Келлер И. С. Цвингер. М, 1980, с. 91
[8] Коробова И. Восстанавливая утраченное. М, 1984, с 81
[9] Коробова И. Восстанавливая утраченное. М, 1984, с. 78