Министерство образования Российской Федерации
Иркутский государственный технический университет
Факультет изобразительного искусства
Кафедра искусствоведения
Курсовая работа
по дисциплине: всеобщая история искусства
Архитектурная композиция Цвингера
Выполнила: студентка 2 курса, ИСКу - 08
Скрибунова Любовь Викторовна
Руководитель: ст. преподаватель
Домашева Ольга Николаевна
Содержание
1. I этап строительства (1707 – 1711)…………………………………....5
2.II этап строительства (1712 – 1727) …………………………………..10
3. IIIэтап строительства (1728 – 1740)………………………………….14
4.Восстановление Цвингера……………………………………………..19
III. Заключение………………………………………………………………..23
IV. Список литературы……………………………………………………….24
Конец XVII—начало XVIII века стали наиболее ярким периодом в развитии архитектуры Дрездена — столицы Саксонии. Именно в это время начали строиться дворцы и складываться ансамбли, составившие впоследствии гордость немецкого градостроительного искусства.
Предпосылками для такого масштабного строительства стали новые веяния в европейском зодчестве. Стиль барокко диктовал основное требование — поразить зрителя необычайностью замысла и исполнения, преувеличенным пафосом, возвышенностью, чисто театральными эффектами. Отсюда любовь к нарочитой сложности, замысловатым криволинейным очертаниям, резким контрастам света и тени.
Изощренная архитектура и пластика Цвингера типична для немецкого барокко и поражает фантастичностью образов, гротеском и великолепием.
Актуальность данной работы заключается в том, что архитектурная композиция Цвингера сочетает в себе композиция синтез архитектуры с живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Кроме того актуально: необычайность структуры, творческий подход мастеров.
Цельработы: подробно рассмотреть все особенности становления и изменения архитектурной композиции Цвингера.
Из цели вытекают следующие задачи:
· Рассмотреть стадии строительства и совершенствования зданий
· Рассмотрение планировку композиции
· Рассмотрение внутреннего и внешнего декора
· Рассмотрение интерьера композиции
Для достижения поставленной цели и раскрытия проблемы помогает литература по исследуемой теме. В книге Брокгауза Р. «Лейпциг и Дрезден», издательство ИДДК, М., 1989. повествуется о городе Дрездене, который широко известен своими памятниками архитектуры в стиле барокко, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств. Большое внимание уделяется архитектурной композиции Цвингера. Цвингер стал главнейшим памятником дрезденского периода расцвета немецкого барокко и коронным творением всей немецкой архитектуры нового времени. Кроме того в книге рассматривается вопрос о стилистической структуре этого архитектурного сооружения, который долгое время был предметом многочисленных споров в научном мире.
Книга Келлера И. С. «Цвингер» издательство «Литкон» М., 1980. напрямую посвящена основной теме работы. Так как в ней излагаются данные об этапах становления и восстановления Цвингера, о его замысле, конструкции, оформлению. Подробно рассмотренные особенности строительства, планировки, влияние властей на развитие архитектурной композиции. Кроме того уделяется внимание климатическим условиям данного района.
1. I этап строительства (1707 – 1711)
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры, фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в нём — поразить воображение человека необычным, впечатлением повлиять на его чувства.
Планировка данной архитектурной композиции проста и симметрична: двор прямоугольной формы, на продольных сторонах двора, длиной 116 метров каждая, — по два павильона; между павильонами двор расширяется, здесь его ограничивают галереи, которые охватывают своими арками еще два павильона: Павильон на валу (Вальпавильон) и напротив него, на расстоянии 204 метров Колокольный павильон (Глёкеншпиль-павильон). Южную границу двора Цвингера образует поперечная галерея (Ланггалери) с воротами Кронентор, северную — построенная позднее картинная галерея. Перед четырьмя павильонами по продольным сторонам двора построены террасы, к которым ведут красиво изогнутые изящные лестницы. Двор украшают газоны и чаши фонтанов. Первоначально Цвингером называли пустошь за крепостными укреплениями города. Ланггалери и ворота Кронентор построены на месте старой крепостной стены. Павильон на валу и граничащие с ним галереи с арками прилегают к старому крепостному валу. Пруд и ров перед Цвингером являются остатками крепостного рва. Воздвигнутый в 1709 году Цвингер вначале представлял собой окруженную деревянными зданиями площадь, на которой проводились турниры и различные придворные игры. В 1710 году курфюрст Август Сильный приказал немецкому зодчему М- Д. Пёппельману построить на стороне вала павильоны и галереи из песчаника. К свадьбе наследника курфюрста (1719 год) были построены также поперечная галерея Ланггалери с воротами Кронентор и оба угловых павильона на стороне дворца, а до 1728 года — галереи с арками и входной павильон (ныне — Глоккеншпильпавильон). В 1732 году все работы по строительству Цвингера были остановлены, мода того времени отвернулась от барочного стиля Пёппельмана. Запланированное им расширение Цвингера до самого берега Эльбы осталось невыполненным, скульптурные украшения остались незаконченными. До начала строительства картинной галереи (1847 год) Цвингер был обнесен со стороны Эльбы высокой каменной стеной.
Скульптуры Цвингера этого периода созданы по эскизам одного из крупнейших скульпторов эпохи барокко Балтазара Пермозера. Единственная подписанная им скульптура Геркулеса, держащего на плечах земной шар, установлена на фронтоне Павильона на валу. В 1945 году она была полностью разрушена бомбами.
Архитектурный ансамбль Цвингера образован вытянутым зданием Картинной галереи с тройной аркой в центре, Коронными воротами, названные так потому, что их увенчивает королевская корона из золоченой меди, по обеим сторонам от Коронных ворот двумя Прямыми галереями, двумя одинаковыми павильонами, к которым ведут двухмаршевые полукружные лестницы. Между павильонами двор образует широкую дугу, в центре которой находится павильон с открытыми аркадами и примыкающими к нему Закругленными галереями. Это, так называемый, Павильон на валу. Левый павильон, стоящий перпендикулярно к Прямой и Закругленной галереям, называется Физико-математическим по имени коллекции, находящейся в нем уже более 200 лет. Правый павильон, примыкающий к Картинной галерее, носил раньше название Французского, так как на его верхнем этаже размещались картины французских мастеров. Сейчас в нем устроено кафе, и поэтому его называют Кофейным. За ним находится знаменитый грот — Купальня нимф, попасть в который можно, пройдя через первый этаж Кофейного павильона.
Павильон, примыкающий к Картинной галерее на восточной стороне, называется Немецким, так как в его верхнем зале расположен отдел немецкой живописи. Подобный же павильон, стоящий под прямым углом к Прямой галерее, — это Павильон, в котором размещается Музей фарфора. И, наконец, в центре между обеими восточными Закругленными галереями расположен павильон, называемый Колокольным, так как по обе стороны часов, установленных в его среднем окне, висят белые колокола из мейсенского фарфора, бьющие каждый час.
В начале XVIII столетия Дрезден — резиденция курфюрстов — был мощной крепостью. Ее контуры имели звездообразную форму, так как бастионы резко выдавались вперед. Они были сложены из песчаниковых плит; за ними поднимались большие земляные валы, заросшие травой. Тогдашняя артиллерия не могла причинить им серьезного вреда. Защитой от врагов городу служили Эльба и широкие, заполненные водой, рвы за бастионами. Эти укрепления хорошо видны на картинах Бернардо Беллотто, хранящихся в Картинной галерее. Сейчас нам о них напоминают лишь Брюлевская терраса, пруд и ров вокруг Цвингера.
В 1709 году Август Сильный, курфюрст Саксонский и король Польский, дал распоряжение своим архитекторам построить на внутренней стороне цвингеровского вала оранжерею. Оранжереи предназначались не только для апельсиновых деревьев, от которых и пошло это название, но и для других экзотических растений, как например для лавров.
Валы цвингеровского сада служили превосходным обрамлением для экзотических растений. Они защищали их от резкого западного ветра, часто дующего в Дрездене, и от потоков холодного воздуха, идущих с севера. Треугольник бастионов был открыт на восток и юго-восток. Холодные ветры, дующие в этом направлении зимой, были растениям не страшны, так как на зиму их забирали в здание. Кроме того, новая оранжерея примыкала к старому спортивно-увеселительному центру и находилась всего в нескольких минутах ходьбы от дворца. Современники восхищались также чудесным видом, открывавшимся с цвингеровского вала на запад через равнину долины реки к Лёсницким холмам, покрытым виноградниками. Уже тогда дрезденцы любили этот уголок, а заказчик и архитектор, несомненно, учитывали в своих планах это обстоятельство[1].