Оглавление.
1. Введение.
2. Глава 1. Типология знаковых систем культуры..............................................4
3. Глава 2. Что такое символ , в чем его смысл?.............................................5-6
4. Глава 3. Знак и образ......................................................................................6-7
5. Глава 4. Основные шесть знаков и знаковых систем................................8-15
6. Заключение......................................................................................................16
7. Список использованной литературы.............................................................17
Введение.
Сегодня стало привычным и ни у кого не вызывает удивление многообразие существующих форм передачи информации, главным средством осуществления которых являются знаки.
Знаки широко вошли в нашу жизнь и мы часто воспринимаем их смысл так же непосредственно, как слышим звуки чувствуем запахи и. т. п. . Внешний мир переполнен знаками, их можно встретить буквально повсюду, поэтому естественным образом возникла необходимость в изучении и исследовании свойств знаков и знаковых систем. Этим и занимается наука семиотика.
Она захватывает область знания поистине необъятную, исследуя свойства знаков в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные знаки, а также некоторые явления культуры и искусства), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и другие). В последнее время появились монографии о семиотике театра. Семиотика театра поставила уже ряд вопросов и показало то, что знаковость является фундаментом театрального искусства.
Интересен, в частности, феномен китайской классической оперы. Язык этого древнего искусства располагает рядом твердо установленных знаков окраска лица актеров, пантомима и др. . Если эти знаки не освоить, то за спектаклем трудно будет следить. Так, актер, лицо которого покрыто красной краской, должен вызывать симпатию, а белой- антипатию. Следовательно, эти знаки внушают зрителю определенное эмоциональное состояние.
Сегодня вообще любое сценическое произведение – это сложная система, включающая в себя разнообразные “языки”, “коды”, “знаки”. А для понимания языка знака требуются определенные интеллектуальные усилия. Быть настоящим зрителем, оказывается, не так просто. Лишь тот, кто понимает “грамоту” художественного творчества, кому доступна специфическая образность, театральный язык, может называться зрителем. Художественно образованный зритель способен воспринимать представление или картину художника не только в сюжетно-иллюстративном плане, но и плане, обладающем совершенно особыми приемами выразительности. “Художественную образованность” необходимо понимать не как насыщение человека информацией об искусстве, а как приобщение его к миру искусства посредством формирования способности к целостному художественному восприятию и пониманию.
Глава 1.
Типология знаковых систем культуры.
Говорить о семиотике культуры- значит говорить о культуре как о знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру- значит понимать ее семиотеку, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Под словом «текст» в культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект- произведения искусства, вещь, обычай и.т.д.,- рассматриваемый как носитель информации.
Каждому человеку более или менее понятна семиотека его родной культуры. Что же же касается чужой культуры, то, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на каком находиться понимание его родной культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же виды знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. Всоставе этого поля можно выделить шесть основных типов знаков и знаковых систем:
- естественные;
- функциональные;
- иконические;
- конвенциональные;
- вербальные (естественные языки);
- знаковые системы записи.
Глава 2.
Что такое символ, в чем его смысл.
Символы- это знаки, которые не только изображает некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл:выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта*. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо.
Символ имеет двуслойное строение. Его внешний, «первичный» слой- наглядный образ некого объекта, а «вторичный», собственно символический слой- мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно- наглядной форме.
Символом например является герб города. В гербе Санкт- Петербурга изображены два скрещенных якоря- морской и речной. Это знаки образы. Если бы смысл их этих исчерпывался, то герб был бы просто рисунком двух якорей. Но мы знаем, что мы видим в нем добавочный смысл .
Рисунок воспринимается не только как наглядный образ якорей, но и как символический образ города. Но это лишь первый слой символического смысла герба. За ним стоит еще один смысловой уровень: скрещенные якоря символизируют роль Санкт- Петербурга как центра морского и речного судоходства (в гербе есть еще скипетр- символ города как центра державной власти). Если же принять во внимание, что река на которой стоит Санкт-Петербург, течет из российской земли, а море соединяет Россию с зарубежным
миром, то вырисовывается еще более глубокий смысловой уровень герба: он
* Слово «символ» часто употребляется не только в описанном здесь смысле, но также и для обозначения всякого знака вообще, т. е. как равнозначное слову «знак»
символизирует идею, которую Пушкин выразил известными словами «здесь
нам суждено в Европу прорубил окно», -идею которая определяет лицо Санкт-Петербурга как города, где происходит встреча России с Западом, пересечение русской и западно-европейской культуры(«все флаги в гости будут к нам»). К тому же якорь- символ спасения, что наводит на мысль о значении Петербурга в судьбе России. Добавочные смысловые ассоциации возникают при сравнении герба Санкт-Петербурга с гербом Рима и Ватикана. Якоря (лампами вверх ) заменяют собою изображенные там прекращенные ключи апостола Петра (бородками вверх). Таким образом, в петерб. Гербе использованы мотивы римского герба. Это символически выражает идею о Санкт- Петербурге как новом Риме. Таким образом, уровень понимания символа может быть различным, и чтобы добраться до более глубоких его смысловых слоев, надо задумываться над его содержанием.
Смысл символа зачастую складывается исторически: со временем в нем на первоначальный смысл наслаиваются новые смыслы. Глубинный историко-культурный смысл такого символа может быть понятным только тому, кто знает его происхождение и жизнь в развитии культуры.
Связь внешнего облика символа с его глубинным идейным смыслом включает в себя некоторый элемент условности. Однако в основе этой связи всегда лежит какое-то иконическое сходство. Как писал Ф. Де Соссюр, символ «не до конца произволен»: весы могут быть символом справедливости, поскольку иконечески содержат идеи равновесия, а например, колесница-нет.
Глава 3.
Знак и образ.
В знаке обычно подчеркивается его материальность и чувственная воспринимаемость , что, конечно же, является нонсенсом, также как и то, что бывают чувственно воспринимаемые образы .Следует повторить еще раз: ни знак ,ни образ не могут восприниматься органами чувств, чувственно воспринимаемыми могут быть только вещи.
Вещь может знаком, но знак не может быть вещью. «Здесь мы имеем дело с каким-то особым видом бытия, не материального и не идеального. … знак, несомненно , относится к этой области смыслового, не будучи ни материальным телом, которое он обозначает, ни материальным носителем, без которого он фактически невозможен, ни просто такой системой отношений, которые исчерпывали бы его до конца».
Основная функция знака, как она определяется теоретиками- приобретение, хранение, преобразование и трансляция определенной информации,или сообщения. Эта функция является коммуникативной и, если мы возьмем термин «коммуникация» в достаточно широком смысле, мы обнаружим коммуникативную функцию также в образе. Но этот расширенный смысл коммуникации заставляет отказаться от использования понятий информации и сообщения. Вряд ли можно говорить о том, что посредством образа мы получаем какую-то информацию или сообщение, так происходит только в том случае,когда образ берет на себя роль знака, но эта роль-не главная для образа. Несомненно, образ может нам что-то «говорить», и в образе мы можем вступать в сообщение,но это уже будет расширением соответствующих понятий или даже использованием их не в собственном смысле. Знак предполагает существование обозначаемого, означаемого и значащего. Здесь очевидна схожесть знака с образом: образ тоже предполагает то, образом чего он является, хотя и не существует терминов, параллельных терминам «обозначаемое», «означаемое»и «значащее». Если сформулировать соответствующий термин по аналогии, то получим «образуемое». Остается пока что непонятным, является ли полученный термин эвристическим или же уводящим от реального положения дел. «Образ предполагает образуемое»- здесь присутствует оттенок той мысли, что образующим является сам образ.
Важнейшее свойство знака- обозначить, или указывать на что-либо другое- имеет нечто общее со свойством образа, но и различие здесь тоже достаточно существенное. Образ кажет, знак- указывает. Образуемое является в образе , но означаемое и обозначаемое не является в знаке.