Смекни!
smekni.com

Эпоха Возрождения 14 (стр. 2 из 5)

В трактатах гуманистов человек сам по себе был ос­новным предметом размышлений: его достоинство, по­роки, добродетели и прочее. Такой выбор темы предпо­лагал определенную свободу мышления, свободу от догм церкви, авторитетов, устоявшихся мнений. Независимо от своего социального положения гуманисты формиро­вали новые устои общечеловеческой нравственности, на­писав ряд работ на этические темы.

В труде «О жадности» Поджо Браччолини проводит ревизию католической иерархии ценностей. Критикуя жадность как основную причину зла в мире, автор до­вольно парадоксально решает этическую проблему: жад­ность из зла превращается в добродетель, она — «опора и поддержка народов». Таковы исходные идеи раннебуржуазного утилитаризма.

Одним из самых знаменитых трактатов, выразивших гуманистическое мировоззрение Возрождения, была «Речь о достоинстве человека» Джованни Пика делла Мирандолы (1463—1494). Особое положение человека в мире, его достоинство обусловлено тем, что он причастен все­му земному и небесному, от низшего до высшего; в соче­тании со свободой выбора это дает, человеку космичес­кую принадлежность, способность самоопределения (что уподобляет его богу). Мирандола полагает человека осо­бым, «четвертым» миром в космической иерархии, кото­рый не вписывается в три «горизонтальных мира» — эле­ментарный, небесный и ангельский (или подлунный, под­небесный и небесный). Человек «вертикален» по отно­шению к ним, причастен к ним, подобно богу. Как и бог, человек заключает в себе основное достоинство — свобо­ду деяний.

Идеи Мирандолы явились одним из главных момен­тов гуманистической философии и идеологии. Такое сугубо умозрительное толкование «вертикального» челове­ка, уравнивающего человека с богом в произведениях гу­манистов, позволяло определенным образом решать од­ну из главных проблем нового осмысления ими человека: проблему человека как единства души и тела. Теистичес­кое решение этой проблемы, выдвинутое папой Инно­кентием III, было основано на аскетизме, уничижении тела и возвеличивании духа, приобщающего к богу. Дж. Манетти, напротив, стремится к полной реабилита­ции телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный богом для человека; вершина этого мира и есть человек, тело которого многократно превосходит все другие тела.

Для гуманистического антропоцентризма Возрожде­ния характерно было введение понятия человеческой де­ятельности, без которого нет нового толкования челове­ка, его свободы. Гуманистический антропоцентризм на­ходит наиболее адекватное выражение в морально-эти­ческих рассуждениях, идеях, концепциях.

Именно такие концепции и учения составляли наи­более общее выражение studiagumanitatis— системы зна­ния и образования, основанной на всем богатстве анти­чной культуры (греческая и латинская грамматика, ритори­ка, поэтика, история, этика, право и политика). Гума­нистический антропоцентризм, сосредоточивший внима­ние на «человеческой природе», моральной стороне че­ловеческой жизни, умалял значение естественных наук, их практической значимости. Действительно, они приложимы к внешнему миру, а гуманистическая традиция свя­зана с определением путей достижения принципиально­го равенства людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к какому-нибудь сословию. Эта тради­ция, унаследованная еще от Аристотеля, заключалась так­же в обеспечении создания необходимого социума для гармоничного развития личности и нормального ее су­ществования.

Небывалого размаха достигает наука, архитектура, изобразительное искусство. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы.

Архитектура, равно как и изобразительное искусство, стала областью духовной деятельности, в которой с осо­бой силой и выразительностью проявилось великое зна­чение эпохи Возрождения. Утверждение красоты и гар­монии мира, возвышение человека до уровня демиурга, признание человека высшим началом бытия, — все эти интенции, выраженные поначалу поэтической строкой, получили реальное воплощение в архитектурных памят­никах, преимущественно светского характера.

Определяющей тенденцией в архитектуре Возрожде­ния становится поиск «идеальных» форм зданий, основан­ных на ясной и законченной композиции. Условием это­го послужил тесный союз искусства с наукой, примером которого являются «Десять книг о зодчестве» Л. Б. Альберти, «Четыре книги об архитектуре» А. Палладио, ряд трактатов и заметок Леонардо да Винчи с новыми кон­цепциями градостроительства. Здесь за основу обычно принимались «идеальная» центрическая композиция с чет­кими геометрическими формами общего строения. Не­смотря на свой утопический характер эти градостроитель­ные идеи были использованы при закладке ряда городов.

Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377-1446) – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы). Ярким представите­лем римской школы архитектуры был Микеланджело Буонарроти (1475—1564), в творчестве которого объединились воедино скульптурные и архитектурные формы (капелла Медичи). В творчестве этих и других выдающихся архи­текторов отчетливо проявлялась индивидуальность худож­ника, ученого, архитектора — выразителя гуманистичес­кого мировоззрения.

2.2. Зарождение гуманизма: человек и природа

Культура как процесс возделывания и обработки приро­ды человеком, как процесс совершенствования и обра­ботки самого человека («culturaanimi»), в эпоху Возрожде­ния была снова воспринята и введена в сферу социального знания. Мыслители этой эпохи находили в культурном наследии античности свое идейное оружие в борьбе про­тив средневекового теологического мировоззрения. В сред­ние века humanitasозначал совокупность природных свойств человека. Возрождение внесло в это понятие но­вое содержание — ученость и склонность к благород­ным искусствам, объединение различных сфер духовной деятельности.

Humanitas стали трактовать как единство образованности и облагороженности, которое противопо­ставлялось варварству (barbaritas) и дикости (feritas), и тем самым толковалось более широко — культура, цивилиза­ция. Например, К. Салютати полагал, что это понятие объединяет «добродетель и ученость». В то же время каж­дый из этих смыслов включал в себя множество других. Так, «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью», а «добродетель», поми­мо душевной кротости и благожелательности, была неот­торжима от классической, античной образованности. При­чем эта «добродетель» не являлась врожденным свойст­вом или благодатью, а достигалась благодаря труду над латинскими и греческими рукописями.

Возрождается тот аспект античного понимания куль­туры, который связан с идеей окультуривания, возделы­вания души посредством изучения, в данном случае, анти­чных авторов. И если между гуманизмом и культурой Воз­рождения, в известном смысле, можно поставить знак равенства, то в плане функционирования и характера упот­ребления понятий «гуманизм» и «культура» они не имели равноценного значения. Центральным являлось понятие «гуманизм», хотя оно и истолковывалось в тесной связи и нередко через понятие «культура», неся ее смысловую нагрузку.

Первым истолковал humanitas в законченной фило­софской системе М. Фичино (1433—1499), идейный глава Платоновской академии во Флоренции: 1) человек есть часть природы, 2) humanitas понимается как моральное свойство личности. Фичино полагал, что под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия людям стано­вится присуще стремление к единству. Чем человек больше любит равных себе, тем более он выражает сущность ро­да и доказывает, что он человек. И наоборот, если чело­век жесток, если он отстраняется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по на­званию. Фичино задает вопрос: почему мальчики более жестоки, нежели старики? И дает ответ: потому что они в меньшей степени люди, нежели остальные.

Исходным пунктом гуманизма, его содержанием вы­ступала «словесность». Словесность являлась не просто деятельностью, связанной с занятием филологией, а имела широкую социально-мировоззренческую основу, являлась особым типом философствования, преследующим прак­тические, жизненные цели. В центре этого философст­вования было Слово, культ прекрасной и чистой класси­ческой речи. Слово отождествлялось со «знанием» и «до­бродетелью». Оно воплощало универсальную и божественную человеческую природу и проявлялось в мире как реальность интеллекта и воли.

Важным социальным и нравственно-психологическим фактором формирования культуры Возрождения и ее пос­ледующего развития является связь гуманизма со сферой досуга. Выделение досуга в самостоятельную сферу, слу­жащую развитию личности, — выдающееся завоевание этой эпохи, заимствованное у античности.