Отрадно спать, отрадней камнем быть
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Еще одним ярким представителем гуманистической традиции Высокого Возрождения является Эразм Роттердамский. С именем этого ученого-гуманиста и богослова связано зарождение «христианского гуманизма». Основой мировоззрения Эразма явилось «возрождение» идей и этических идеалов раннего христианства, «возврат к истокам» во всех областях человеческой жизни. Эразм создал стройную систему нового богословия — «философию Христа». В этой системе главное внимание уделяется человеку, его отношению к богу, нравственным обязательствам человека перед ним. «Христианский гуманизм» ориентировался на синтез культурных традиций античного мира и устоев раннего христианства.
Одной из центральных проблем «христианского гуманизма» явилась проблема свободы воли, которую Эразм анализирует в диатрибе «О свободе воли» (1524), с которой он вступил в полемику с главой бюргерской Реформации в Германии, основателем немецкого протестантизма (лютеранства) Мартином Лютером (1483—1546). Лютер спустя год, в 1525 г., написал обширный трактат-проповедь «О рабстве воли», где полемизировал с Эразмом по каждому пункту его диатрибы.
В своей основе спор гуманиста Эразма и реформатора веры Лютера касался различий в толковании Священного писания. Но если оба автора изначально едины в отношении критики схоластов, то далее их пути расходятся.
Лютер, оказавшийся под влиянием мистики, не допускает никаких сомнений в святости текста Писания. И если он признает свободу воли у человека, то лишь по отношению к существам, стоящим ниже его в иерархическом ряду живого. Свобода воли человека оказывается бесконечно малой частицей безграничной, абсолютной, поистине свободной воли сверхприродного бога. Он так и утверждает: «Свободная воля — это наименование Бога». Для человека свобода воли оказывается лишь иллюзией его гордыни. Лютер пытается также возродить ортодоксальное представление первоначального христианства о слабости человеческой природы, которая «не знает собственных сил», но «по гордыне своей... полагает, будто она все может и все знает». Такое самомнение человека — результат полной испорченности человеческой природы, следствие первородного греха. Поэтому «люди плохи всегда как перед потопом, так и после потопа».
Принципиально иной подход к осмыслению свободы воли находит выражение в произведениях ученого-гуманиста Эразма Роттердамского. Нидерландский мыслитель поворачивает вопрос о свободе воли в плоскость философских рассуждений о природе человека, о морально-социальной жизни общества, где «любая вещь имеет два лица»: «Снаружи как будто смерть, — пишет он в "Похвале Глупости", — а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позором — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеянием — неудача, под дружбой — вражда, коротко говоря, сорвав маску с силена, увидишь как раз обратное тому, что рисовалось с первого взгляда».
Проблема свободы воли в ее гуманистическом измерении трактуется и в ином, характерном для дискуссий в рамках средневековой культуры, аспекте — в плане соотношения веры и знания. Идея «Руководства христианского воина» (1501) заключалась в том, что светские знания необходимо усваивать, поскольку они появились задолго до рождения христианства. В «Антиварварах» Эразм утверждает, что знание арифметики, геометрии и астрономии, углубление в природу вообще (физика) необходимы для понимания Священного писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов.
В «Оружии христианского воина» эта мысль подкрепляется тем, что человек есть то благородное животное, ради которого бог и создал космическое устройство — «машину мира» (machinamundi). Правда, Эразм, развивая идею «машины мира» (она возникла в античное время в практике театральных представлений и эволюционировала до трактовки мира как огромной космической машины в XVII—XVIII вв.), не перешел в сферу натурфилософских изысканий. Его интерес к природе был всецело привязан к осмыслению природы человека, что, по сути, представляло собой гуманистический антропоцентризм. По отношению к человеку решаются все вопросы знания и веры, свободы воли и душевного здоровья. Эразм вносит гуманистическое содержание в знаменитый тезис Сократа «познай самого себя»: «познай самого себя и мерь себя на свой собственный лад. Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить. Следовательно, в числе срединных вещей знание занимает первое место; потом идут здоровье, умственная одаренность; красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела».
На гуманистический характер мировоззрения Эразма указывал и Лютер, когда в одном из писем он писал буквально следующее: «Читаю я нашего Эразма и день ото дня уменьшается моя любовь к нему... человеческое заботит его гораздо больше, нежели божественное».
4. Позднее Возрождение. Кризис гуманизма
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. Сначала это произошло в Италии, где на смену гуманизму приходит маньеризм. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.
В западноевропейские страны идеи и произведения итальянского Возрождения проникли в ходе так называемых Итальянских войн (1494—1559 гг.). В отличие от Италии, здесь культура Возрождения развивалась быстрее и противоречивее. Так, в Англии вехи развития гуманистической мысли уложились в жизни одного поколения.
Наиболее яркими представителями английского Возрождения были Т. Мор (1478-1535) и У. Шекспир (1564— 1616). С именем Томаса Мора связано первое в истории человечества изображение общества, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Один из участников диалога «Утопии», произведения, обессмертившего имя Мора, — Гитлодей рассказывает о своем посещении одного из отдаленных островов Утопии (букв. «Нигдейя», т. е. место, которого не существует), жизнь на котором представляет полную противоположность европейской действительности. Там нет частной собственности, и все люди трудятся. Труд, обязательный для всех, продолжается всего шесть часов, остальное время каждый занимается чем хочет: науками, искусством и прочими любыми занятиями. Жители 54 городов этого острова периодически переселяются в деревни и занимаются земледельческим трудом.
Потребности граждан Утопии предельно просты: во время работы они накрываются шкурами, которых хватает на семь лет, после работы все одеваются в одинаковые грубошерстяные одежды. Здесь все бесплатно, утопийцы питаются в общих столовых-дворцах, где «всегда готова роскошная и обильная пища. Ни один ужин не проходит без музыки, ни один десерт не лишен сладости... зажигают благовония, распрыскивают духи, и вообще делают все, что может создать за едой веселое настроение». В «Утопии» утверждается тот гуманистический принцип, что человеческая душа создана для счастья. Ведь даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы «обеспечить, насколько это возможно... всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни».