Уникальной особенностью иконографии Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия, восседающего на огненном небесном престоле в окружении Небесных сил. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя из купола новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью, хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства.[30]
Феофан выполнял заказы не только великого князя и его ближайших родственников, но и других именитых людей. Здания эти давно исчезли с лица земли, на долю исследователей остаются лишь догадки и гипотезы.
Следующее сообщение Епифания самое загадочное: «Терем у великого князя расписан невиданно и необыкновенно». Что же это была за роспись, если она оказалась незнакомой и удивительной даже для такого образованного человека, как Епифаний Премудрый? Исследователи высказали очень правдоподобное предположение, что для росписи великокняжеского терема (деревянного дворца?) Феофан использовал неизвестные на Руси аллегорические сюжеты. Удивившие Епифания «страннолепные» картины, вероятно, напоминали изображения, украшавшие дворцы богатых вельмож в Галате, генуэзском предместье Константинополя, и Каффе (ныне город Феодосия), в росписи которых, можно думать, принимал участие сам Феофан.
Последняя работа Феофана, о которой упоминает Епифаний и сообщает Троицкая летопись, — роспись каменной церкви Благовещения на дворе великого князя в Московском Кремле, исполненная в 1405 году совместно со старцем Прохором из Городца и чернецом Андреем Рублевым. В летописной записи 1405 года имя Феофана поставлено на первом месте. Он был ведущим мастером, ему принадлежал общий замысел и иконографическая программа стеноросписи. Придворная церковь Благовещения была полностью перестроена в 1416 году. В 1485-1489 годах ее сменил ныне существующий собор. В середине — второй половине XVI века, после пожара 1547 года, на западной стене собора вновь изобразили «Апокалипсис», а на южной галерее - «Древо Иесеево» с портретами эллинских мудрецов — сюжеты, восходящие к первой росписи Феофана Грека.[31]
Все другие произведения, сохранившиеся с конца XIV - начала XV века и по стилю художественного исполнения как будто несколько напоминающие феофановские росписи в Новгороде, приписываются творчеству великого Грека гипотетически. Первое место среди них занимает
Феофановское направление было лишь одним из течений в московской живописи конца XIV — начала XV века. Тем не менее оно сыграло свою роль в процессе формирования московской школы живописи, обогатив московское искусство совершенно новыми художественными решениями. В Феофане поражают сложность духовной культуры, неисчерпаемая фантазия, умение передать самые тонкие душевные движения. Все это было великолепно использовано московскими живописцами. Но они отказались от напряженного психологизма и суровости феофановских образов, взяв лишь то, что отвечало их стремлениям и исканиям.[32]
XV век — период наивысшего расцвета в истории древнерусской живописи. В это время иконопись решительно становится господствующим искусством, имеющим столь самобытный характер, что любое произведение несет на себе неповторимо русскую печать. Образы святых наделяются особой просветленностью. Проясняется палитра, краски которой образуют яркую, цветистую гамму, упрощаются формы, приобретающие скупую выразительность.
Феофановское направление было лишь одним из течений в московской живописи конца XIV — начала XV века. Тем не менее оно сыграло свою роль в процессе формирования московской школы живописи, обогатив московское искусство совершенно новыми художественными решениями. В Феофане поражают сложность духовной культуры, неисчерпаемая фантазия, умение передать самые тонкие душевные движения. Все это было великолепно использовано московскими живописцами. Но они отказались от напряженного психологизма и суровости феофановских образов, взяв лишь то, что отвечало их стремлениям и исканиям.
Талантливый греческий художник Феофан, около трети десятилетий своей жизни расписывавший храмы в крупнейших русских городах, украшавший роскошные пергаментные рукописи и создававший величественные иконные образы вместе с русскими мастерами и своими учениками, те нем менее не оставил прямых последователей. Духовная глубина и высочайшее художественное совершенство его образов являли зримо выраженный идеал творчества, а не благочестивый образец для подражания. И все же влияния Феофана на русское православное искусство XIV – начала XV века было действенным и плодотворным: он принес на Русь художественные новшества, воплощавшие те духовные идеалы, которыми была наполнена религиозная жизнь и культура Византии XIV века, а в конце столетия – и Древней Руси.
Список использованных источников и литературы
1. Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004.
2. Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.// Родина, 2001.№4.
3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка - М.,2000.
5. Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. –М.: Вече, 2002.
Феофан Грек. Мельхиседек. Фрагмент
росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
Феофан Грек. Макарий Египетский. Фрагмент
росписи церкви Спаса Преображения на
Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
Феофан Грек. Даниил Столпник. Фрагмент
росписи церкви Спаса Преображения на
Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
Архангел Рафаил.
Фрагмент росписи церкви Федора Стратилата в Новгороде. XIV в.
Феофан Грек. «Богоматерь Донская». Икона.
Новгородская школа. Конец XIV в.
Доска липовая. Паволока, левкас, яичная темпера.
Москва. Государственная Третьяковская галерея.
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка - М.,2000. С. 255.
[2] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.5.
[3] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.192.
[4] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.194.
[5] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.63.
[6] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.196.
[7] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.66.
[8] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.196.
[9] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.67.
[10] Там же. С.68.
[11] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.68
[12] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.69
[13] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.69.
[14] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.198.
[15] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.198.
[16] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.71.
[17] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.198.
[18] Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. –М.: Вече, 2002. С.12.
[19] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.201.
[20] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.101.
[21] Там же. С.103.
[22] Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.120.
[23] Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.120.
[24] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.228.
[25] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.87.
[26] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.89.
[27] Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.119
[28] Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.119
[29] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.228.
[30] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974. С.230.
[31] Щенникова Л. Среди иконописцев отменный живописец.//Родина, 2001.№4. С.121
[32] Александров В.Н. История русского искусства. – Харвест,2004. С.89.