науки, территориальных и транслокальных культур.
* * *
Таким образом, вопрос о том, сможем ли мы говорить в будущем о культуре в единственном числе как глобальной культуре, а не культурах сегодня имеет следующий ответ. Если под культурой понимается коллективный образ жизни или верования, стили, ценности и символы, то можно говорить только о культурах, во множественном числе. Если же говорить о культуре человечества в целом, то это понятие остается пока слишком обобщенным. Глобализация способна увеличить число одинаковых культурных форм, упомянутых выше, но не нивелировать разнообразие локальных культур, включая такие ее аспекты как ценности и такие ее проявления, как наука. Знания, полученные специалистами в своих странах все больше будут интересовать ученых всего мира (в отличие от прежнего доминирования западной науки). Усилится система культурного обмена и коммуникаций, трансфер (передача) культурных ценностей и это позволит до определенной степени выделить общие для человечества культурные формы, элементы общечеловеческой космополитической культуры, стабильное многообразие культур (мультикультурализм), межкультурные гибриды (например, общие слова на совершенно разных языках. Скажем, в русском и турецком языке десятки общих слов как следствие культурных коммуникаций русского и тюркских народов России, а также отношений, включая войны, с Турцией).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. См.: Социол. исслед. 1999. № 9; 2000. № 3.
2. Пастухов В.Б. Национальный и государственный интересы России: игра слов или игра в слова? // Полис. 2000. № I. С. 92.
3. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М, 1990. С. 468.
4. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992. С. 43.
5. См.: Тишков В.А. Забыть о нации // Вопросы философия. 1998. № 9. С. 5-6.
4. На изломах социальной структуры / Рук. авт. кол. А.А. Галкин. М., 1987.
5. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. Ю.Афанасьева и М. Ферро. М., 1989.
6. Стариков Е. Маргиналы // В человеческом измерении. М., 1989.
7. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе // Рабочий класс и соврем, мир. 1989. №2.
8. Стариков Е. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации) // Полис. 1994. М? 4.
9. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема. Дисс. канд. филос. наук. М., 1990.
10. Краснодемская СЛ. Социально-экономический анализ маргинальности в сфере труда: Дисс... канд. социол. наук. М., 1995.
11. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. 1993. №
12. 3.7". Голенкова, ЕД. Игитханян. И.В. Казаринова. //Социол. исслед. 1996. № 8.
14. Попова И.П. Маргинальность. Социалогический анализ. М., 1996.
15. Российский статистический ежегодник. М., 1998.
16. Шибутани Т. Социальная психология. М.: 1969. С. 475.ся полностью разоренным. Другой уровень - отношение местного населения. Эксперты отмечали разные случаи того неприятия, которое неизбежно возникает со стороны старожилов по отношению к мигрантам. И наконец, внутренние факторы связаны с