Смекни!
smekni.com

Особенности маргинальной культуры (стр. 9 из 10)

Итак, существует конкуренция двух концепций глобализации в социологии - на основе идеи прогресса, требующей гомогенизации мира, и на основе идеи призна­ния существующего состояния дел - реального многообразия как неустранимой судьбы человечества, т.е. на основе идеи плюрализма. Этому сопутствует конкурен­ция классической и постнеклассической парадигм в социологии.

Поскольку процессы сегодняшнего дня являются переходными, и пере­ход от современности к постсовременности не только не завершился, но и не везде начался, такая конкуренция является преждевременной и более прове­ряемыми, верифицируемыми являются концепции, не претендующие на макромасштаб. К их числу принадлежит концепция гибридизации Ж.Н.Питерса.

Он не согласен как с интерпретацией глобализации как процесса, в ре­зультате которого мир становится более унифицированным и стандартизированным посредством технологической, коммерческой и культурной синхрони­зации, исходящих от Запада, так и с тем, что глобализацию связывают с со­временностью.

Он считает, что глобализация ни в коем случае не является однонаправлен­ным процессом, так как "глобализация может означать или идти вместе с усилени­ем локальных настроений, что выражается фразой "Думай глобально, действуй локально". Другими словами, извлекай из представившихся глобальных возмож­ностей локальные выгоды. В качестве примера подобного мышления и поведения : приводятся действия людей, которые находят поддержку своих локальных требо­ваний в транснациональных организациях. Подобные операции получили назва­ние "глокализаций" (glocalization), термин, очень точно отражающий совмещение этих двух ракурсов - глобального и локального.

Глобальные процессы противоречивы: они "могут вызвать как силы фрагментации, так и унификации....усиление международных связей может вызвать конфликты по поводу интересов и идеологий, а не только устранить трудности взаимного непонимания".

Ж.Н.Питерc подчеркивает, что для многих исследователей ключом к анализу глобализации служит понятие современности. В связи с этим он выделяет типичные недостатки, связанные с использованием модернизационного подхода в данном случае: во-первых, он отмечает, что во всех концепциях глобализация идет из Европы, с Запада, то есть фактически становится синонимом вестернизации. Во-вторых, теория глобализации превращается в придаток теории модернизации: глобализация объявляется одним из условий современности.

Если придерживаться подобной точки зрения, то надо согласиться с тем, что история глобализации началась с истории Запада, то есть примерно с 1500 года. Такое понимание глобализации, по мнению Питерса, географически уз­ко (так как сводится к вестернизации) и исторически неглубоко. Поэтому, счи­тает Питерс, надо вынести понятие глобализации как за пределы 1500 года, так и за рамки современности или вестернизации.

Для изучения глобализации исследователь предлагает новый подход, рассматривая глобализацию как гибридизацию: структурную - возникнове­ние новых, смешанных форм кооперации, и культурную - развитие транслокальных культур. При этом гибридизация понимается как "фактор реоргани­зации социальных пространств". Таким образом, гибридизационная перспек­тива позволяет переместить внимание исследователей с изучения происходя­щего в границах определенного общества, нации или класса на анализ соб­ственно глобализационных моментов.

Питерс дает определение понятия "гибрид". Гибриды - это "пути, по ко­торым формы отделяются от существующих практик и рекомбинируются с новыми формами в новых практиках".

Для социальной структуры глобализация означает увеличение возможных ви­дов организаций (транснациональных, международных, макрорегиональных, на­циональных, микрорегиональных, муниципальных, локальных). Все эти уровни пе­ресечены функциональными связями корпораций, международных организации, неправительственных организаций, а также профессионалами и компьютерными пользователями. Питерс не останавливается на этом. С его точки зрения важны не только эти виды организаций, но и "те неформальные пространства, которые созда­ны внутри них, в промежутках", а именно: диаспоры, эмигранты, беженцы и т.д., которые являют собой "источники социального обновления". Он утверждает, что "Гибридные образования, создаваемые взаимопроникновением разнообразных логик, проявляют себя в гибридных местах и пространствах"'. К таковым можно отнести зоны свободного предпринимательства и офшорные зоны, которые представляют места встреч государственного суверенитета и межнационального предпринимательства. Другое измерение гибридности, по Питерсу, связано с чув­ством времени и отражается в понятии "смешанные времена" (mixedtimes), что при­вычно для Латинской Америки, где это понятие относится к сосуществованию и че­редованию предсовременности, современности и постсовременности.

Исходя из вышесказанного Питерс делает вывод о том, что глобализация "повышает уровень организационных вариантов, и все они действуют одно­временно". Однако гибриды могут возникать не везде, а в некоторых кон­кретных социальных, культурных, экономических и прочих сферах.

Главное во всем этом, по мнению Питерса, то, что ни один из видов орга­низации не является наиболее приоритетным. В этом и заключается существен­ное отличие современного этапа глобализации от предьщущих.

Структурная и культурная гибридизации взаимозависимы, так как новые формы кооперации требуют новых культурных образований. Питерс описы­вает межкультурное взаимодействие с помощью терминов креолизация, "овосточнивание" мира. Так же как овосточнивание мира, этот термин указы­вает на положение некоторого явления относительно избранной точки отсче­та, а именно - Запад. Взаимодействие западных и незападных обществ и куль­тур обычно рассматривалось односторонне - как влияние Запада, чаще всего описываемое термином вестернизация. Креолизация и овосточнивание - это указание на встречную волну культурных влияний, идущих из незападного мира. Питерс считает, что сегодня осуществляется это встречное движение, и поэтому "межкультурализм скорее является лейтмотивом подобного рода перспективы, нежели многокультурализм". Таким образом, глобализация рас­сматривается им не как универсализация и мультикультурализм, а как меж­культурализм.

Исследователь задается вопросом о том, как можно различать гибриды. Из всех точек зрения по этому вопросу ему наиболее близка та, где различие проводится по тому контексту, в котором функционирует гибридность. Гибридизации относится к кросскультурному процессу, если брать ее объективный аспект, и кросскатегориальному, если изучать ее анализ. В качестве категорий могут выступать географические места, совмещающие в себе "экзотическое и знакомое", нации, культуры, страты. Гибридность функционирует и как часть властных отношений между центром и I окраиной, гегемонией и меньшинством. Гегемония - не единственное направление образования гибрида. Выделяются разнообразные формы гибридности - от мимикрии до гегемонии, континуум, который вмещает многие виды гибридности: на одном конце находится стабильная гибридность, принимающая, в конечном итоге, характер канона, а на другом - гибридность, дестабилизирующая ситуацию, подры­вающая центр.

В связи с употреблением понятия "канон", Питере затрагивает проблему политики гибридизации и полагает, что в этом вопросе зачастую используется двойной стандарт, например, Запад у себя дома устанавливает демократию, а за пределами страны - ведет себя с имперских позиций. Сегодняшняя ситуация показывает, что доминирование до сих пор существует, хотя оно и является более рассеянным, принимает разнообразные формы.

Гибридность - многосторонний процесс. Гибридизация азиатской, афри­канской, американской и европейской культур показывает такую сторону гибридности, а именно "транскультурную конвергенцию". Питерс предлагает использовать две концепции культуры: 1) территори­альная (локализованная) культура общества или социальной группы и 2) бо­лее широкое понимание культуры как транслокальной. Локальная культура представляет пример обращенности внутрь себя (inwаrd-looking), трансло­кальная культура является обращенной вовне себя (outward-looking). Но транслокальная культура включает понимание глобальности географического места, определяемого тем, что "каждое место является фокусом определенной смеси широких и более локальных социальных отношений".Понятие гибридизации относится также и к переходу от территориаль­ной к транслокальной культуре, слиянию эндогенного и экзогенного понима­ний культуры.

Выводы. Таким образом, Питерс рассматривает глобализацию как процесс от­деления культурных форм от существующих практик и их перекомбинацию с фор­мами других культурных практик. Культурная гибридность является организацион­ным феноменом. Глобализация понимается как новая историческая эпоха, противо­положная эре господства нации-государства, то есть современности. Подлинно глобализационной теорией, по мнению Ж.Н.Питерса, может быть только постсовре­менное исследование гибридности.

Глобализация не является универсализацией и мультикультурализмом, а скорее межкультурализмом. Для изучения гибридизации используется катего­риальный аппарат, включающий понятия географического места, культуры,