Керамика — импасто черное и красное, буккеро тяжелое и легкое — свидетельствует лучше, чем какой-либо другой вид искусства, о богатых творческих возможностях этрусских гончаров
1.3 Ювелирное мастерство Древнего Рима Царского периода
В VII веке до н.э. в Древнем Риме Царского периода широко распространилось производство золотых ювелирных изделий. Кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвески, исполнявшиеся с большим вкусом и чувством гармонии, украшались различными орнаментальными и фигурными композициями. Исполняя детали их небольших фигурок, ювелир применял сложную, только начинавшую появляться в торевтике того времени технику мелких капелек золота — грануляции. Технические приемы в торевтике VII века до н.э. различны. Иногда создаются сложные светотеневые эффекты и повышается впечатление массивности предмета, порой используется грануляция для нанесения на плоский лист слегка выступающих над поверхностью узоров или сюжетных сцен.
В VII веке до н.э. распространяются золотые фибулы. Одна, из гробницы Реголини-Галасси, имеет щиток в форме сплюснутого овала, обрамленного двумя рядами орнаментальных узорных поясков, замыкающих поле пятью львами.[5] Нижняя часть застежки фибулы меньше размерами и покрыта фигурками птичек. Изящество движений львов, тяжесть их роскошных грив — все выдает руку крупного художника. Техническое исполнение фибулы свидетельствует о высоком развитии в VII веке до н.э. торевтики, мастера которой тяготели к многофигурным композициям и заполнению поверхности сложными, преимущественно зооморфными сценами.
На фибуле из Ветулонии пластинка украшена шествующими сфинксами, фигурки которых сделаны в технике грануляции шариками золота на плоской поверхности основы. В композиции преобладает графическая система изображения: красиво очерчены гибкие силуэты сфинксов, плавными линиями показаны извивающиеся за их спинами крылья. Изысканность линий свойственна и орнаментальным узорам на объемной и плотной изогнутой части фибулы. В золотой фибуле из гробницы Литтора, также в Ветулонии, иной подход к изображению того же мотива. Фигуры идущих сфинксов на плоской вытянутой пластине оттиснуты штампом и выступают более рельефно, нежели исполненные в технике грануляции. В композиции меньше графической четкости контурных линий, больше расчета на живописно-светотеневой эффект. Этим же отличается и выпуклая часть фибулы: орнамент ее объемный, рассчитанный на игру света и тени.
Римские торевты того времени редко сочетали золото с другими материалами. В одной из гробниц была обнаружена золотая шейная подвеска с тремя укрепленными на ней с помощью колец довольно большими — 5—6 см в диаметре — круглыми янтарными медальонами в золотой оправе. От нижней части оправы отходят удлиненные биконические маленькие подвески, к концам которых прикреплены еще более мелкие, конической формы подвески с четырьмя головками львов. Формы римской торевтики изысканны и своеобразны; ее произведения отличаются от золотых изделий восточных районов Средиземноморья, в частности от обнаруженных в скифских погребениях.
В Римском искусстве VII века до н.э. полихромия не играла роли, какая отводилась ей тогда в вазописи греков. Не получила еще широкого распространения в склепах Древнего Рима и живопись. Даже в керамике предпочтение оказывалось либо рельефным изображениям, покрывающим поверхность сосудов, либо графическим узорам, исполненным процарапанными линиями. В этом, возможно, сказывались особенные черты, присущие только этрусскому эстетическому вкусу, тщательно оберегавшемуся от чужеземных влияний, но позднее уступившему им.
1.4 Особенности досуга в Древнем Риме
Римская империя имела огромные размеры, поэтому большому числу чиновников, воинов, купцов приходилось много ездить по делам. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть постоялых дворов, мансионов (гостиниц) и таверн. Отсюда же берут начало и популярные в современном мире национальные парки и сады.
Своеобразными культурно-досуговыми центрами в Древнем Риме были бани (термы), которые в эпоху империи строились в виде огромных сооружений с роскошным внутренним убранством. Руины таких бань свидетельствуют о том, что это были громадные здания со сложной системой нагрева и подачи воды. Тысячи римлян проводили в них свое свободное время: перед купанием на площадках для спортивных упражнений играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей, затем мылись и плавали в бассейнах. Термы предназначались не только для купания и спортивных тренировок, в них были также библиотеки и залы для занятий. Здесь можно было встретиться с друзьями, узнать последние новости, сделать прическу и вкусно поесть.
Очень любили древние римляне скачки, которые устраивали в так называемом цирке, и кровавые гладиаторские бои. Для них строились специальные сооружения - амфитеатры. «Хлеба и зрелищ!» - это была особая политика древнеримских правителей, сопровождавшаяся бесплатными раздачами продовольствия и показами разнообразных зрелищ.[6]
В древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.
Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). С развитием масштабных зрелищ в древнем мире появляется и прообраз тотализатора – букмекеры принимали ставки на победу той или иной команды гладиаторов, часть от выигрыша шла ланистам, выставлявшим эти команды.
Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов. Однако далеко не все гладиаторы занимались боями на арене «из-под палки». Известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу. Самые удачливые гладиаторы получали от поклонников и устроителей боев богатые подарки, а также проценты от ставок в тотализаторе.
Нововведением в шоу римского периода стали битвы гладиаторов, в котором двое мужчин боролись друг с другом до смерти, а также шоу, в которых человек или дикое животное сражались против другого животного. Кровавые шоу, известные как бои гладиаторов, получили широкое распространение в Римской империи, в том числе во время вторжения Рима в Анатолию. Однако, в отличие от общепринятых сегодняшних представлений, существует два различных вида шоу.
Первый тип это бои профессиональных гладиаторов, соблюдающих заранее установленные строгие правила. Эти бои не очень сильно отличаются от современного бокса, из-за низкого уровня травм и смертности. Хорошие гладиаторы богатели и вели долгую жизнь. Более того, они получали огромное уважение и как спортсмены. В Термессосе, в районе агоры, были обнаружены скульптуры гладиаторов.
Второй тип боя проходил до смерти участника - гладиатора или диких животных таких, как лев, тигр, леопард или медведь. Мы можем найти информацию об играх тех времен в надписях на городских театрах. Например, в надписи, найденной в древнем театре города Сагалассос (второго по величине города Писидии), упоминается имя гладиатора Тертеллуса, который воевал против льва, пантеры и медведя и победил их. Аналогичные надписи были сделаны в театрах городов Сельге, Мира, Перге, и Ефес. В театрах этих городов построили широкие ворота для животных
и помещения для их содержания.
С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия.
ГЛАВА 2. Художественная культура Древнего Рима в царский период
В художественной жизни Царского периода Древнего Рима далеко не последнее место занимала живопись. В сохранившихся фресковых декорациях Помпей ученые различили четыре последовательных стиля. В декоративных росписях живописное покрытие стены еще было неотделимо от ее пластической структуры. В росписях разные по цвету квадры ограничивались неглубокими желобками, указывающими на их объемность. Верхняя часть стены имела выступающую полочку для небольших украшавших интерьер предметов. Нижняя трактовалась как довольно крепкая основа. Роспись, таким образом, была тесно слита с пластикой архитектурных элементов — цоколя, квадров, карниза; она одновременно усиливала ощущение стены, замыкала человека в интерьере, отделяла его от окружавшего дом пространства. В росписях преобладали первоплановые теплые тона — красный, коричневый, желтый; реже использовались глубинные — холодные. Живописью подчеркивалась конструктивность формы, которую всегда любили художники Царского периода и в архитектуре, и в пластике.
В обращении к росписям следует видеть не только переход к другой системе декора, но и выражение принципиально нового понимания архитектурно-живописного образа и соотношения интерьера с окружавшим здание пространством. В росписях второго стиля различают пять периодов. Уже в стенной декорации первого периода замкнутость нарушалась нарисованными масками и гирляндами. Мастера второго вводили ложно объемные изображения цоколя и колонн, несущих балки, и терялось единство стены, так как появлялись и иллюзорные архитектонические элементы, и мнимое пространство, совпадавшее с реальной плоскостью стены. В третий период в верхней части реальной стены изображалось как бы видимое за ней пространство, в котором воспроизводились другие здания (Дом Обеллиуса Фирма в Помпеях). Художники четвертого периода украшали орфостаты декоративной живописью — формы мельчали и теряли тектонику (Вилла Боскореале, Вилла Фарпезина). В росписях пятого периода степа почти пропадала, замененная широкими видами на природу (Дом Ливии на Палатине, пейзажи с Эсквилинского холма с приключениями Одиссея).