В Царский период сформировались различные типы портретов статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках, ораторов, выступающих с речами перед народом. В статуарной портретной пластике еще были сильны неримские влияния, в надгробных же портретных изваяниях, куда, очевидно, меньше допускалось все чужеродное, их оставалось немного. И хотя нужно думать, что и надгробия исполнялись вначале под руководством эллинских и этрусских мастеров, по-видимому, заказчики сильнее диктовали в них свои желания и вкусы. Надгробия, представлявшие собой горизонтальные плиты с нишами, в которых помещались портретные изваяния, предельно просты. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Только на первый взгляд они кажутся — из-за однообразия поз, расположения складок, движения рук — похожими друг на друга. Нет ни одного лица, подобного другому, и роднит их свойственная всем им подкупающая сдержанность чувств, возвышенное стоическое состояние перед лицом смерти.
Мастера не только передавали в скульптурных изображениях индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных тревог и волнений. В портретах Царского периода римляне, какими бы малопривлекательными они ни казались внешне, поражают иногда благородством, порой беспринципностью и жестокостью, но их всегда отличает сила духа и стойкость характера. Обычно четко выявлена конструкция головы. Как в сооружениях, подобных храму Портунаса на Бычьем форуме, или в гробницах на первый план выступала их тектоническая основа, а не декор, так в портретах внимание скульптора обращено прежде всего на красоту объемов, крепость остова, костяк пластического образа.
Стремлением римлян к возможно большей точности воспроизведения действительности объясняется обращение их к историческому рельефу. Детально фиксирует происходившее мастер фриза на гробнице владельца булочных Еврисака, показывая во всех подробностях процесс хлебопечения, от получения зерна до отправки готовых хлебов. В рельефах изображались и сцены из повседневной жизни. Особенной областью мелкой пластики были рельефы на монетах, исполнявшиеся, нужно думать, искусными мастерами, умевшими создать гармоническую композицию, хорошо вписать изображение в круг, найти для монетных чеканов разнообразные сюжеты. Широкое распространение получили и резные камни — инталии. Римские черты сильно проступали в портретных инталиях, воссоздающих характерный облик республиканских деятелей — Секста Помпея, Марка Антония, Юлия Цезаря и индивидуальные особенности многих неизвестных.
В римской империи Царского периода (VIII— VI вв. до н. э.), о котором у нас очень мало сведений, в Риме, видимо, были мифы и сказители, их рассказывавшие или певшие. Если и не было большого эпоса, то существовали отдельные былины; для служения богам сочинялись гимны.
Но в то время, с которого римляне знали свою историю (VI в. до н. э.), картина совсем другая. Мифология подверглась историзации, т. е. рассказы о богах и героях, живших до того, как возник «нынешний мир», превратились в повествования о событиях римской истории с римлянами в качестве персонажей.[13] Сказителей нет; о былинах остались одни воспоминания. В ритуалах используются фиксированные тексты — часто такие древние, что их не понимали и сами римляне.
У римлян не было ни поэзии как особого занятия, ни особого слова для неё. Словом carmen, которое позже получило значение «песнь», «стихотворение», они называли любой магический или сакральный текст — закон, договор, клятву, заклинание, колыбельную. Но рядом с этим народом без мифов и без поэтов жили другие народы, у которых мифы и поэты были, прежде всего — греки. Римляне считали, что у греков те же главные боги, что и у них, только с другими именами: греческий Зевс — это римский Юпитер, Гера — Юнона, Гермес — Меркурий, греческие музы — камены и т. д. Кроме того, многие герои греческих мифов — Геракл, Одиссей, Эней и другие — странствовали когда-то в краях, где ныне жили римляне. Таким образом, греческие мифы рассказывали, по мнению римлян, об их собственных богах и о связанных с их страной героях. Не имея собственных мифов, они узнавали себя в греческих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что искусство Царского периода свидетельствует о формировании творческого своеобразия римлян, о стремлении их защитить свои эстетические принципы среди окружавших их народов. В художественных формах обращает на себя внимание четкая конструктивность объемов, сдержанность в применении декора, точность в изображении реальных деталей, в частности «веризм» в скульптурном портрете.
В годы Царского периода выявляется и такая особая черта римского искусства, как его двойственность — сочетание собственно римских стилевых элементов с иными — этрусскими, италийскими, а позднее — эллинскими.
Художественная эволюция была тесно связана с ходом исторических событий, с новыми взаимоотношениями между людьми, с утверждавшимися новыми принципами. Высокие гражданственные идеалы, строгая нравственность и соблюдение законов рода уходили в прошлое, уступая место новым моральным и эстетическим нормам.
Римлянин постепенно утрачивал чувство гражданственности, ощущая все более усиливавшуюся власть отдельной личности в преддверии грядущей
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что культура Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира.
Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, культура и быт римского времени оставило множество замечательных памятников в самых различных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Быкова Э.В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. – М., 2007.
2. Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. - М., 2007.
3. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 2008.
4. История древнего Рима. // Под ред. Бокщанина А.Г. - М., 2008.
5. Дмитреева Н.А. Античное искусство. – М., 2008.
6. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. - М., 2009.
7. Кобылика М.М. Искусство Древнего Рима. - М., 2009.
8. Кузнецова Т.И. Ораторское искусство в древнем Риме – М., 2006.
9. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., 2008.
10. Малюга Ю.Я. Культурология. – М., 2007.
11. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 2006.
12. Якуненко Д.В. Архитектура Древнего Рима. – М., 2008.
13. Ярантаева С.А. Зрелищные мероприятия в Древней Греции. – М., 2008. С. 53.
[1] Кобылика М.М. Искусство Древнего Рима. - М., 2009. С. 87.
[2] История культуры Древней Греции и Рима. - М., 2008. С. 112.
[3] Кобылика М.М. Искусство Древнего Рима. - М., 2009. С. 165.
[4] Кобылика М.М. Искусство Древнего Рима. - М., 2009. С. 168.
[5] Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. - М., 2007. С. 82.
[6] Ярантаева С.А. Зрелищные мероприятия в Древней Греции. – М., 2008. С. 53.
[7] Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 2006. С. 76.
[8] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. - М., 2009. 107.
[9] Дмитреева Н.А. Античное искусство. – М., 2008. С. 142.
[10] Дмитреева Н.А. Античное искусство. – М., 2008. С. 176.
[11] История древнего Рима. // Под ред. Бокщанина А.Г. - М., 2008. С. 154.
[12] История древнего Рима. // Под ред. Бокщанина А.Г. - М., 2008. С. 163.
[13] Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 2006. С. 112.