Смекни!
smekni.com

Эпоха Возрождения 3 (стр. 5 из 6)

Наиболее драматичным и кратковременным был расцвет искусства В. в Германии. В 15 в. лишь медленно и спорадически здесь появлялись светские жизнеутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр, работавший в Швейцарии Конрад Виц), впитавшей влияния как Нидерландов, так и Италии (последнее сильнее ощущается в Южной Германии и особенно в Австрии у Михаэля Пахера). Собственно немецкое В. — необычайно яркая вспышка творческой энергии в конце 15 — 1-й четверти 16 вв. — отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма и влияния народных движений. Универсальность и сложность искусства Альбрехта Дюрера (искавшего синтеза страстной эмоциональной экспрессии и рационалистической правильности монументализированных идеальных образов), экстатическое горение красок, интенсивность радостных и трагических эмоций в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика, сочетающиеся с яркими чертами реальной жизни у Лукаса Кранаха и в пейзажах Альбрехта Альтдорфера, гуманистический строй, обдуманная ясность и завершённость портретов Ханса Хольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани немецкого В. Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опиравшейся на реалистические народные черты немецкой готики (Тильман Рименшнейдер, Фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер). Волна ярких исканий прошла и в немецкой архитектуре, распространяясь с Ю. (Аугсбург, Нюрнберг) на С. и захватывая церковное, общественное, дворцовое строительство, частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый, подчас крайне прихотливый, декор характерны для каменных, кирпичных, фахверковых построек. Феодальная реакция быстро и трагически оборвала развитие немецкого В., дав дорогу упадочному маньеристическому искусству.

Во Франции развитию искусства В. благоприятствовали богатейшие традиции местной готики, знакомство с античной традицией (особенно на Ю. страны), систематические связи с Италией и Нидерландами, а со 2-й половины 15 в. (после завершения Столетней войны) мощным фактором культурного объединения стала централизация национального государства. С середины14 в. работавшие во Франции нидерландские миниатюристы (особенно братья Лимбург) тонким поэтическим восприятием действительности, стремлением к правильной передаче пространства и объёма подготовили успехи французского искусства 15 в. с его изяществом, лиризмом и редкой остротой наблюдения жизни (скульптура Мишеля Коломба, миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона, картины Муленского мастера и Жана Фуке). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма французское В. достигает расцвета в проникнутом гуманистическим духом светском реалистическом искусстве скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, Пьера Бонтана, мастеров живописного и карандашного портрета Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьенна Дюмустье. Придворная культура стимулировала, однако, и развитие маньеризма (так называемая школа Фонтенбло). Для французского В. характерно блестящее развитие светской архитектуры: в 15 в. складывается тип особняка-«отеля», а в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (Пьер Леско, Филибер Делорм, Жак Дюсерсо, Жан Бюллан), подкреплённое теоретическими исследованиями и техническими новшествами, творческим претворением итальянской ордерной системы. Самобытный сплав готических и ренессансных форм сменяется во 2-й половине 16 в. последовательным применением регулярной планировки и классических ордеров.

В Англии яркие и самобытные реалистические искания, проявившиеся уже в конце 14 и 15 вв. в религиозной и портретной живописи, были прерваны внутренними войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в. элементы стиля В. (в большой мере под влиянием работавшего в Англии Х. Хольбейна) нашли выражение в миниатюрном портрете (Николас Хиллиард, Айзек Оливер); в 16 в. они сказались также в усадебном строительстве (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и в более эклектичном дворцовом зодчестве. В Дании и Швеции черты В. проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.

Чрезвычайно своеобразно развивалась культура В. на Пиренейском полуострове, где в условиях освободительной войны против арабов, завершённой лишь к концу 15 в., соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и сильные воздействия арабской культуры. Первые ростки реалистического мировосприятия в искусстве Испании проявляются в 14 в. в живописи Каталонии (Феррер Басса) под влиянием Джотто и сиенской живописи 14 в., а в 15 в. (Луис Дальмау, Хайме Уге, Педро Берругете) воздействие Италии и Нидерландов способствовало формированию национальной школы с её суровой аскетической выразительностью фигур и лиц и торжественной декоративностью целого. В 16 в. в объединённой стране, ставшей могучей мировой державой, унаследованная от арабов любовь к обильному декору получила новое выражение в стиле платереско, богатейшем синтезе архитектуры и ювелирно тонкого пластического убранства (Аннекин и Энрике де Эгас, Хиль и Диего де Силоэ, Алонсо де Коваррубиас), покрывающего вначале позднеготические, а позже итальянские классические формы. Усилившиеся итальянские влияния были творчески перетолкованы в драматичной скульптуре Алонсо Берругете и Хуана де Хуни, в живописи Алехо Фернандеса, портретах Алонсо Санчеса Коэльо. Но во 2-й половине 16 в. в условиях феодально-церковной реакции эти влияния порождали уже холодный аскетизм построек Х. Б. де Эрреры и, с другой стороны, волну маньеристического субъективизма и спиритуализма (Эль Греко). В искусстве Португалии, развивавшемся сходными путями, ярко самобытными были поражающие своим строгим реализмом портретные образы «Алтаря св. Винцента» (15 в.), а в начале 16 в. — архитектурный стиль «мануэлино» (архитектор Боитак и др.), отличающийся от платереско мужественным лаконизмом декора, проникнутого романтикой географических открытий. Черты В. Испании и Португалии были перенесены в искусство колоний этих стран в Америке и стали первыми вехами развития латиноамериканской художественной культуры.

Страны Центральной и Восточной Европы также испытали мощное обновляющее воздействие идей В. и сами участвовали в развитии ренессансной культуры. В 14 в. в Чехии в скульптуре Петра Парлержа и живописи мастера Теодорика (ещё во многих готических) появились реалистические портретные черты; в 15 в. здесь стало интенсивно развиваться светское зодчество (г. Табор), а в 16 в. оно получило классический ордерный характер (Летний дворец в Праге). В Словакии, входившей в состав Венгрии, на рубеже 15—16 вв. работали живописец мастер «М. S.» и скульптор Павел Левочский, воспринявшие черты реалистического искусства В., а в 16 в. мотивы зодчества В. определили облик ряда городов (Левоча, Прешов и др.). В Венгрии наивысшее воздействие идей В. падает на конец 15 — начало 16 вв. (дворцы в Буде и Вишеграде, капелла Бакоца в Эстергоме, миниатюрная живопись). На рубеже 15—16 вв. идеи В. проникают в Словению; в Хорватии в это время развилась культура В. в связанных с Венецией городах Адриатического побережья (Дубровник, Шибеник, Риека, Сплит); здесь работали крупные мастера (архитектор и скульптор Юрай Далматинец и др.), расцветали архитектура, скульптура и живопись, шёл интенсивный культурный обмен с Италией. Широкие международные связи Польши стимулировали в позднеготическом искусстве 15 в. рост реалистических устремлений, наиболее полно и ярко выраженных Витом Стошем (Ф. Штос) в алтаре Мариацкого костёла в Кракове, который ознаменовал переход к собственному В.; принципы воспринятого из Италии классического стиля проявились в регулярном градостроительстве (г. Замосць), дворцах с аркадными дворами, центрических мавзолеях, жилых домах (с аттиками, ренессансными орнаментами и ордерными элементами), а отчасти и в изобразительном искусстве (надгробия, миниатюра). В 16 в. влияния искусства В. проникли далеко на В. Европы, отразившись в архитектуре Румынии (Брашов, Хунедоара), Западной Украины (дома на площади Рынок во Львове и др.) и Литвы (Вильнюс, Каунас и др.), отчасти также в портретной и религиозной живописи; на рубеже 15—16 вв. влияние В. проникло и в Россию благодаря работе итальянских архитекторов в Московском Кремле.

Заключение.

Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К.Дживелегов,- имела в виду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать, как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессанского гуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь, прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.