Предпосылками к возникновению авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать и всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Апогеем новой философской мысли следует считать творчество Ницше, напрямую призывавшего к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры.
Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.
Развиваясь неравномерно, переживая спады и подъемы, ускользая от предрекаемой «смерти», авангард труден для понимания. Во многом потому, что он запрограммирован на «непонимание»; поэтому в истории его создания так много неясного; его могли понимать только сами создатели, да и в этом полной уверенности нет. Однако это не мешает ему функционировать в обществе; познавательной же программы никто и не требует. Искусство занималось тем, что укрепляло стабильность общества; авангард создает проекты будущего.
История авангарда сложна. Каждое проявление авангарда выступает в богатой оправе эстетических, политических и социальных доктрин. Эхо яростных споров, теоретических дискуссий, а то и скандалов сопровождает любое выступление авангардистских художников, будь то публикация манифеста, демонстрация произведения или открытие выставки.
Создается впечатление какого-то хаоса, обусловленного быстрой сменой вкусов, временами равной развитию моды.
2.2. Разваитие авангарда в изобразительном искусстве
Развившись как нечто экзотическое, авангард, мечтавший вслед за романтизмом о новом жизнестроительстве, наконец добился своего, будучи интегрированным в общество. К нему привыкли и в нем стало меньше ноток эпатажа.
Авангардное мышление, его методы проектирования широко проникли в конструирование вещей и механизмов, в создание окружающей среды, в моду, в сам «стиль жизни». Растет число музеев и галерей, представляющих свои залы для работ авангардистов.
Авангардисты хотели «партийного искусства» и, в конце концов, они его получили в форме «социалистического реализма»(с. 1 № 4-5). И хотя не все русские авангардисты были связаны с политикой, многие остались истинными романтиками и идеалистами, в целом авангард свидетельствовал о поражении национальной культуры. Это отразилось и на терминологии. «Иллюзионизму» классической живописи авангардисты, отрицая понятие изобразительности вообще, противопоставили «визионизм» (от лат visionis - явление). Определяющими стали техницистские приемы и термины: коллаж, акционнизм, виртуальность, клип.
Для авангарда, как то ни покажется странным на первый взгляд, больше подходит инертность развития в становлении «нового» («нового» — по авангардистским представлениям). Эволюция одних течений в период их явного угасания, уже после сильнейших кризисов, затягивалась. Дадаизм, таким образом, перерастал в неодадаизм; сюрреализм, появившийся в 1924 г. (с. 2 № 8) и переживший в середине 30-х гг. сильнейший кризис, утверждал свое существование в 1969 г. выпуском нового манифеста «Четвертая песнь»; абстрактная живопись не исчезла и по сегодняшний день; экспрессионизм эволюционировал медленно и постепенно на протяжении всего XX в.
Как правило, авангардизм рассматривается в хронологическом порядке отдельных «измов»: фовизм, (с.2 №6) экспрессионизм, кубизм и т. П.
Развитие авангарда, если так можно выразиться, «многоканально», и не следует абсолютизировать только один путь—от одного «изма» к другому. Тем более что постоянное оперирование только «измами» еще сильнее затемняет общую панораму.
В истории авангарда название какого-либо очередного «изма» — момент внешний. Он развивается вне стилистических нормативов и номинальной классификации не подлежит. Термины, которыми оперируют историки авангардизма, оказываются случайными и обычно шире или уже рассматриваемого явления. К тому же условность обозначения и использования того или иного термина постоянно возрастает. Терминологическая запутанность и одновременное увлечение этой терминологией приводят к выдумыванию новых терминов ради построения собственной историко-исследовательской системы.
Фовизм и экспрессионизм - первые авангардные направления XX в. Звучная декоративность открытого чистого цвета, плоскостный , "ковровый" принцип композиции, упрощение рисунка, "натюр-мортность" видения, что определило выбор пластических мотивов.
Литературный и художественный экспрессионизм : болезненное напряжение эмоций, мистика , иррационизм и грубый гротеск, лежащие в основе художественного видения экспрессионизма, привели к резкой деформации форм, контрастным, диссонирующим сочетаниям цветовых отношений, их выразительной экспрессии, к огрублению и упрощению рисунка. Для экспрессионизма, как и для большинства авангардных практик XX в., характерен интерес к искусству примитива, древним культурам и архаическим формам.
Кубизм и футуризм - два главных направления художественного авангарда в европейском искусстве первого десятилетия XX в. Утопические принципы авангарда, идеи "жизнестроения" и социально-художественного переустройства мира. Деятельность Ф. Маринетти, К.Карра, А.Сент-Элиа в Италии. Литературный и художественный кубофутуризм в России ( В.Маяковский, Д. И В. Бурлюки, А. Крученых, М. Матюшин, К.Малевич, лучизм М. Ларионова, творчество Н.Гончаровой). От кубофутуризма к супрематизму К.Малевича. Контррельефы В. Татлина.
Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века.Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo (с.2 №7).
В литературе - отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоенной техническим прогрессом. Мотоцикл обьявлен более совершенным творением нежели скульптуры Микеланджело.
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.
Развитие аналитических принципов кубизма. Конструирование объемной формы на плоскости, выявление первоосновы любой пластической формы через сочетание простейших устойчивых геометрических элементов: куба, цилиндра и конуса.
Абстрактный экспрессионизм — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.
Дадаизм ( франц.-деревянная лошадка), в переносном смысле – бессвязный детский лепет, авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей. Впервые Дадаизм заявил о себе в 1915 г. в Цюрихе. Согласно наиболее распространенной версии, название течению было выбрано наугад – перочинным ножиком ткнули в страницу словаря, что вполне соответствовало иррациональному духу дадаизма(с.5 №27-31).
Искусство в период Первой мировой войны ( 1910-ые гг.) Влияние социальных и политических потрясений на состояние культуры и искусства стран Европы. Рождение контркультуры. Художественный нигилизм - главный принцип и основа авангардной практики дадаизма.
Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) – направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма(с. 8 №50-57).
Oп-арт (сокр. от англ. optical art - оптическое искусство) - художественное течение, давшее в 1960-е гг. новый толчок развитию абстрактного искусства. Построенные на эффектах обмана зрения, произведения оп-арта создают иллюзию (существующую, правда, только в сознании зрителя), перемещения объектов на плоскости и в пространстве. Безусловным лидером этого направления был Виктор Вазарелли (с. 6 № 40-44).
Кризис авангарда и рождение поп-арта, как первое проявление постмодернизма в художественной культуре. Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам, часто не создавая взамен ничего жизнеспособного.
Установка на «авангардность», «современность», «актуальность» заставляет персонажей «новой» культуры искать экстремальные формы для своих жестов, однако эта экстремальность рано или поздно вступает в противоречие с утвердившимися формальными требованиями к подобным жестам; художник либо отвергается сообществом, либо вынужден подчиниться установившимся внутри сообщества правилам. Критики умозрительно (или доказательно?) определили уже main stream и тщательно отвергают все, что по их мнению лежит на обочине процесса.