Смекни!
smekni.com

Авангардизм в интерьере (стр. 3 из 5)

Ба́ухауз (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре (с. 7 № 45-49).

Ведущая роль архитектуры в определении стилевых форм искусства. Поиски новых градостроительных решений и эстетизация материалов и технических возможностей новой промышленной индустрии. Культ урбанизма. Деятельность группы "Баухаус" и теоретические основы европейского функционализма. Стремление к единству стиля и к созданию эстетически преображенной среды. Роль Ш.Э.Ле Корбюзье в развитии современной архитектуры. Крупнейшие архитекторы XX в.- М.Брайер, Т.Гранье, В.Гроппиус, Мис Ван дер Роэ, О.Нерви, О. Нимейер, О.Перрэ и Ф.Л.Райт.

"Вальтер Гропиус" - был отцом-основателем Баухауса. Основной направляющей идеей деятельности Баухауса стало максимальное привнесение искусства в массовое производство. Манифестом того времени может служить девиз первой выставки проектов Баухауса, открывшейся в 1923 году: "Искусство и технология - новый союз".

По сути, Баухаус заложил основы понимания Дизайна, как комплексной дисциплины, определив ее основные направления и методику преподавания профессии. До сих пор пропедевтика почти всех без исключения дизайнерских учебных заведений во всем мире строится на баухасовских программах, разработанных и впервые примененных Иттеном, Шлеммером, Альберсом, Кандинским и другими.

Помимо этого, Баухаус внес инновативный художественный вклад в театр, фотографию, графику, шрифт, архитектуру - во все направления визуального проектирования и творчества.

Художественная культура Европы и Америки между двумя войнами ( 1920-1930-ые годы). Относительная стабилизация общественной и политической жизни Европы. Усиление социальной ориентации литературы и искусства. Влияние потрясений войны и революций на содержание и образный строй искусства. Развитие идеалистической философии. Рождение сюрреализма, его возрастающее влияние на развитие литературы, кино и театра, изобразительное искусство.

Русский конструктивизм 1920-х годов. Выработка официального национального стиля , призванного выражать основные идеологические установки и национал-социалистические идеи (с. 4 № 21-26). Обращение к национальным традициям реалистической живописи и к монументальным формам неоклассицизма. Градостроительные и архитектурные инициативы по созданию новых городских районов, общественных зданий и спортивных сооружений, как способ репрезентации власти.

Новая организация художественной деятельности в СССР. Советская архитектура 1930х годов. План реконструкции Москвы. Строительство первой очереди московского метрополитена. Творчество И.Фомина, К.Алабяна, А.Душкина, Б.Иофана и В.Гельфрейха.

3. Авангард сегодня

Понимание современного искусства осложняется тем, что новаторские устремления в нем постоянно сталкиваются с попытками возврата к традиции, поэтому оказывается, что авангард по названию не всегда является таковым по существу.

Как реакция на это закономерное явление, с 1970-х гг. все чаще появляются названия неоавангард, поставангард, трансавангард.

Современное искусство стало действительно свободным. Этой безудержной свободой и дерзостью оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о разрушении гармонии, целостности мироощущения, находящегося в состоянии разлада с самим собой и окружающим миром (с. 5 № 32-34). Такая свобода незамедлила оказать разрушительные последствия в отношении самой творческой личности.

Вся архитектура и дизайн ХХ века родилась из технологической революции ХIX века и художественных экспериментов 1910-х годов. Контррельефы и «Башня» Татлина, архитектоны Малевича (с. 2 № 9-11) стали предтечей конструктивизма, модернизма, функционализма, деконструктивизма и хай-тека; из экспериментов Лисицкого, Родченко, Поповой и Суетина в итоге родился industrial design.

Еще более ярким примером является взаимосвязь современной рекламы и поп-арта, долгое время черпавших вдохновение друг в друге ( с. 6 № 39).

Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) – направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма.

Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф).

Новые технические приемы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры художника, так и «раскрытию эстетической ценности» образцов массовой продукции.

Поп-арт использует то, что уже есть, и, более того, что набило оскомину, стало привычным: готовое изделие (ready made – термин введенный в 1912 Марселем Дюшаном, означал изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства) – настоящие консервные банки, бутылки, ящики, флаги, которые вовлекались в комбинации или подборки (ассамбляжи) с другими настоящими предметами, рисованными или живописными элементами; фотографии; газетные или журнальные иллюстрации; кинокадры.

Поп-арт стал новой эпохой развития авангарда. Более того, воздействие его приемов и образов ощутимо и в настоящее время. Термин «поп-арт» быстро стал популярным. Впрочем, как и многие термины авангарда, он мало что проясняет, да и история его происхождения имеет несколько версий. Эдуарде Паолоцци еще в 1947 г. употребил словечко «поп» в одном из своих коллажей. Художественный критик и писатель Лоурес Элоуэ, будущий хранитель в музее Гуггенхейм в Нью-Йорке, увидел в 1954 г. обозначение «поп» на одной из картин художника Р. Б Китай и пустил его в оборот как новый, нарождающийся феномен.

Как бы там ни было, термин «поп-арт» легко вытеснил другие названия, вроде «нового реализма» и «супернатурализма». Он стал не менее употребительным, чем «поп-музыка» и «поп-культура».

Поп-арт — это своеобразное «искусство вне искусства», и если когда-то существовало «искусство для искусства», потом авангард и искусство, потом просто антиискусство, то теперь искусственное искусство... Вскоре, заметим, появится и неискусство и неавангард — далекое последствие «революции поп-арта».

ХХ столетие породило такое обилие и разнообразие творческих направлений в изобразительном искусстве и такое смешение всевозможных обоснований, объяснений, предложений и толкований существа самого предмета искусства, что в результате воцарился полный и совершенный хаос как в представлениях об искусстве, так и в самой творческой деятельности. Еще в начале века Л. Н. Толстой заметил, что “критика, в которой любители искусства прежде находили опору для своих суждений об искусстве, в последнее время стала так разноречива, что если исключить из области искусства все то, за чем сами критики различных школ не признают право принадлежности к искусству, то в искусстве почти ничего не останется”. Сегодня этот вопрос стал еще более запутанным, а потребность в его разрешении еще более необходимой.

Еще Казимир Малевич зимой 1919-1920 года выставил на своей персональной выставке как наивысшее достижение живописи несколько чистых холстов. Но это было только начало. В Париже, в Центре Современного Искусства имени Помпиду, выставлен шедевр современного художника Франсиса Пекабеля. Автор решил не утруждать себя даже простейшей операцией, которую выполнил Казимир Малевич. Он не стал натягивать чистый холст на подрамник. В экспозиции крупнейшего европейского музея изобразительного искусства выставлена просто пустая рама.

В этом же музее выставлена целая комната - взлет мастерства художника Жан-Пьера Рейно: вся эта комната выложена белым кафелем - потолок, стены, пол, а на полу - шесть никелированных мисочек на колесиках, в каждую из них насыпан битый же белый кафель.

Чего только не увидить на современных художественных выставках! Авторы кинетического искусства (с. 2 № 12, 13), например, создают забавные механизмы, способные с помощью моторчиков, магнитиков или просто под воздействием движения воздуха покачиваться, поворачиваться и поскрипывать, поблескивая никелированными и лакированными деталями. Эти занятные вещицы можно иногда использовать при украшении интерьеров, танцевальных площадок или ярмарок, то есть в работе дизайнеров и оформителей.

Авторы оп-арта (оптического искусства), проявляя невероятное терпение и аккуратность, создают сложные композиции на плоскости из решетчатых и спиральных фигур и раскрашивают их таким образом, что у зрителя вначале просто рябит в глазах, а через некоторое время появляются ощущения оптических иллюзий и пространственных сдвигов на плоскости этих композиций.

В конце 50-х годов авангард обогатился еще одним творческим направлением. Мир познакомился с поп-артом. Существо этого направления заключается в использовании мотивов массовой культуры в формах фундаментального искусства. Живописец, например, совершенно серьезно, на холсте огромного размера а несколько метров, изображает этикету с коробки папирос “Казбек” или сигарет “Памир”. Скульптор выполняет огромные муляжи пищевых продуктов. Например, батон любительской колбасы размером во весь выставочный зал и т. д. Авторы поп-арта были создателями таких форм авангарда, как инсталляция, хэппенинг, перформанс и некоторых других, которые заняли важное место в концептуальном направлении авангардного искусства. Концептуализм особенно интересен для нас потому, что это направление претендует на особое положение в ряду современного авангарда ( с. 3 № 14-15).