Динамика культуры
Понятие «динамика культуры»
Сущность идеи «циклического» и «линейного» развития культуры,
причинная обусловленность и относительная самостоятельность процесса
динамики культуры. Самобытность и уникальность развития отдельных
культур и единство культурной истории человечества.
Культура не является застывшей структурой, она постоянно изменяется
в соответствии с развитием всего общества и общественных отношений. Из-
менения в культуре могут быть связаны с изменениями социальной структу-
ры, ценностей и норм, с влиянием на культурную сферу политических, эко-
номических и других факторов, а также с внешним влиянием других культур.
Различают линейный и циклический типы социокультурной динамики.
Линейная модель развития культуры базируется на общей идее соци-
ального прогресса. В соответствии с данным типом социокультурной дина-
мики прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность
прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. В
рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления
(соответствующие основным типам социокультурных изменений): эволюци-
онное и революционное.
Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских
философов XVII в., которые, рассматривая историю человечества, впервые
выделили понятия «цивилизованности» в противопоставлении «варварству»,
а также в работах американского ученого Л. Моргана (1818-1881). Сущность
эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультур-
ного развития общества как поступательного движения вперед от примитив-
ных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.
Рассматривая факторы, влияющие на процесс развития культуры, дру-
гой английский ученый, один из основателей социологии, автор эволюцион-
ной концепции развития общества, Г. Спенсер (1820-1903) выделял в качест-
ве главного фактора социокультурных изменений усложнение социальной
структуры общества, а французский исследователь Э. Дюркгейм (1858-1917)
усматривал причину изменений в разделении и специализации труда. Ф.
Теннис (1855—1936), один из основателей немецкой школы социологии, рас-
сматривал развитие общества как постепенный переход от традиционного
23
типа к современному, который предопределяется изменениями в системе со-
циальных связей и типах регулирования социальных отношений, а именно —
переходом от регулирования общественных отношений на основе обычаев и
традиций к государственному регулированию с помощью системы правовых
норм.
К эволюционной теории культуры относят и концепции индустриаль-
ного и постиндустриального общества. Американский экономист и социолог
У. Ростоу (1916) в середине 60-х гг. XX в., исходя из изменений в характере
производства и потребления, выделил в развитии общества традиционную и
индустриальную стадии. В 1973 г. выдающийся американский политолог и
социолог Д. Белл (1919) выдвинул концепцию постиндустриального общест-
ва, согласно которой человечество проходит в своем развитии три стадии —
доиндустриалъную (или аграрную), индустриальную и постиндустриальную,
каждой из которых соответствует определенный тип производства и уровень
развития технологий - сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг.
Для постиндустриальной стадии, которую называют информационной,
а также технотронной (3. Бжезинский), технологической (Ж. Элюлъ) сверх-
индустриальной или супериндустриальной (Э. Тоффлер), исходными про-
дуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями -
информационные технологии.
К эволюционному направлению в научных концепциях развития куль-
туры можно отнести и религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена
(1881-1955). Современный неоэволюционизм в изучении культуры представ-
лен работами Ю. Стюарда, Дж. Морока и др.
Революционная