В Александрию Марк Антоний вернулся потрясенным и усталым человеком. Вскоре рождается Птолемей Филадельф, третий ребенок Антонии и Клеопатры.
А Октавиану в это время улыбается фортуна. Он громит флот сына Помпея. Неожиданное возвращение мира доставило ему внезапную популярность. Он даже восстанавливает кое-что из республиканских порядков и получает должность пожизненного народного трибуна. На форуме народ установил золотую статую Октавиана с надписью: "На суше и на море он восстановил нарушавшийся долгими распрями мир".
Октавия в Риме хотела ехать к Антонию с большим военным снаряжением для его армии. Антоний запрещает Октавии ехать к нему. Он хочет сам поехать к ней навстречу. Клеопатра испугалась, как бы Октавия окончательно не подчинила Антония своей воле. Поэтому она прикидывается без памяти в него влюбленной и, чтобы похудеть, почти отказывается есть. Она прилагает все усилия к тому, чтобы он почаще видел ее плачущей. Все вокруг твердили ему, что он жестокий и бесчувственный и губит женщину, которая так в него влюблена. Для нее главное - видеть Антония и быть с ним рядом, но если отнять у нее и это, последнее, она умрет. Антоний как мальчишка растрогался и отложил поездку. Он опасался, что Клеопатра и вправду хочет лишить себя жизни.
Октавия возвращается в Рим и рожает дочь Антонию. Эта девочка, отличавшаяся необыкновенной красотой, по вступлении в зрелый возраст в будущем выйдет замуж за Друза, пасынка Августа. Внуком этой пары был Гай Калигула, правнук Антония. Сестра Калигулы, Агриппина имела сына, который вошел в историю под именем императора Нерона. Он был праправнуком Антония. Сбылась мечта Антония - его потомок управлял Римом.
Клеопатра в это время выдумывает новые средства, доставляющие удовольствие, - редкое вино, грандиозные праздника. И Антоний до конца жизни остался с Клеопатрой. Он разводится с Октавией и заключает брак с царицей Египта. Он принимает титул автократора Востока, признав подросшего Цезариона царем Египта. Антоний дарит Клеопатре Кипр (бывшее владение Птолемеев) и город Тарсу, где они впервые стали любовниками. Со своей стороны, царица обязуется предоставлять по первому требованию Антония все, чем располагает Египет.
Октавиан надеялся, что с прекращением гражданских войн Антоний и он сложат с себя государственную власть, и в Риме будет восстановлен законный порядок. Но другие планы у Клеопатры. Антоний по ее плану должен свергнуть Октавиана, войти в Рим и стать диктатором. И только тогда во главе всех римских легионов, объединенных единым руководством, можно разбить парфян. Наследником ее и Антония будет Цезарион. Но пока нужно терпеть и выжидать.
Став законной женой, она уже не скрывала свои аппетиты. Теперь на Востоке в зоне римского влияния благодаря связи с Антонием ей подвластно все. Клеопатра правит ближайшими странами как собственными провинциями. У нее униженно просили из Иудеи об утверждении кандидата на пост первосвященника. Она - в центре интриги, когда иудейская оппозиция хотела сместить с престола царя Ирода. Правда, Ироду при личной встрече с Антонием удается оставить трон за собой. Но Ирод убивает юного Аристобула - претендента на царскую власть. Его топят в пруду в жаркий полдень, когда юноша идет купаться в воду. Народу Иудеи объявлено, что смерть Аристобула - чистая случайность. Мать умерщвленного молодого человека написала Клеопатре о гибели сына и коварстве Ирода. Какой прекрасный повод сместить Ирода и самой править Иудеей! Египетская царица внушала Антонию: "Несправедливо, что Ирод, получивший от Антония без всякого со своей стороны права царскую власть, теперь совершает такие беззакония по отношению к настоящим царям". Антоний был склонен прислушаться к ее доводам. Ироду вновь пришлось оправдываться. Он привез ценные дары из Иерусалима. После дружественного разговора с Иродом Антоний жестко сказал жене: "Нехорошо привлекать царя к ответственности за то, что происходит у него в царстве. Те, кто предоставил царю его власть, должны предоставить ему и полное право пользоваться ею". Клеопатре, которая уже видела в мечтах Иудею - провинцией Египта, пришлось выслушать и такую убийственную фразу: "Я не позволю тебе больше вмешиваться в дела правителей". Дипломатичный Ирод в виде отступного отдал разъяренной Клеопатре Келесирию.
Но, как пишет древнеримский историк Иосиф Флавий, "ничего не удовлетворяло этой падкой до роскоши и обуреваемой страстями женщины, если она не могла добиться чего-либо, к чему стремилась". Она приказывала грабить храмы и гробницы, если надеялась, что это принесет ей большие деньги. Антоний опустошал для нее святилища и привозил самые ценные статуи божеств в Александрию. Сокровища, награбленные Антонием при завоевании Армении, также оказались в кладовых ненасытной египтянки. Кроме Иудеи, Клеопатра настойчиво внушала Антонию, чтобы он присоединил к ее державе Сирию и Аравию. Влюбленный в нее мужчина все-таки мог умерять аппетиты своей венценосной подруги. У царя Аравии он отнял часть территории, но не все царство.
Кроме того, она не никогда переставала испытывать свои чары на особах царских фамилий. Упомянутый Ирод взял в аренду у Египта часть Аравии и окрестности Иерихона. Для заключения сделки Клеопатра выехала в Иудею. Здесь она, преследуя только ей понятные цели, захотела сделать своим любовником иудейского царя, дав наедине понять, что совершенно ему покоряется. Ирод отверг ее сладострастные предложения. Он и раньше недолюбливал Клеопатру, а теперь совершенно возненавидел за бесстыдство. Клеопатра еще находилась в Иудее на подвластной ему территории. Ирод созвал тайный совет и совершенно серьезно стал обсуждать с приближенными свое намерение умертвить развратную египетскую царицу, видя, что в своем коварстве она может стать причиной еще многих бедствий. Он считал, что Антоний должен быть ему только благодарен за это. Иудейские царедворцы отговорили его, пугая местью непредсказуемого Антония. Ирод был вынужден согласиться с их доводами. Он щедро одарил Клеопатру и проводил ее до Египта. Дань от Ирода за аренду Аравии Клеопатра получала исправно в оговоренные сроки.
Римляне из-за моря внимательно наблюдали за действиями Антония. Страшную ненависть он вызвал разделом земель между своими детьми, устроенным в Александрии. Жестоко оскорбил и триумф после победы в Армении, который Антоний приказал провести в Александрии. Такие торжества по римским законам могли происходить только в Риме. Клеопатра в день триумфа, как всегда, когда появлялась на людях, была в священном одеянии Исиды. Она и звала себя новою Исидой.
Донося об этом сенату и часто выступая перед народом, Октавиан ожесточил римлян против Антония. Тот, не оставаясь в долгу, выдвинул ответные обвинения. Важнейшее из них: все земли в Италии он поделил между своими воинами, солдатам же Антония не оставил ничего. Молодой Цезарь отвечал в сенате: на Италию у солдат Антония никаких притязаний быть не может, ведь в их распоряжении земли Востока, которые они присоединили к Римской державе. Нарушив римские законы, Октавиан Цезарь отобрал завещание Антония у весталок и прочитал его в сенате. С особою непримиримостью обрушился он на распоряжения, касавшиеся похорон. Антоний завещал, чтобы его тело, если он умрет в Риме, пронесли в погребальном шествии через форум, а затем отправили в Александрию, к Клеопатре. Римляне постепенно отворачивают свои сердца от прежнего народного любимца Марка Антония.
Антоний в отместку посылает в Рим своих людей с приказом выдворить Октавию из его дома. Она уходит, плача и кляня судьбу. Знающие римляне удивленно шептались: "Что делает Антоний? Ведь Клеопатра и не красивее, и не моложе Октавии". Все ожидают скорой войны.
Просчёт Антония
Октавиан объявил войну Египту и его властительнице Клеопатре, тем самым подчеркнув, что не считает Антония больше римлянином.
Шекспир вкладывает в уста влюбленного Антония слова, отчаянные для природного римлянина:
Пусть будет Рим размыт волнами Тибра!
Пусть рухнет свод воздвигнутой державы!
Мой дом отныне здесь. Все царства - прах.
Земля - навоз; равно дает он пищу
Скотам и людям. Но величье жизни -
В любви.
На верфях Сирии и Греции Антоний и Клеопатра срочно строили линейные корабли, огромные крепости с металлическими таранами. Они возьмут суда Октавиана на абордаж и забросают их камнями. Полководцы Антония набирают и обучают новую армию.
Перед военной схваткой было зловещее знамение, которым римляне придавали решающее значение. На флагманском судне Клеопатры "Антониада" ласточки свили под кормою гнездо, но прилетели другие ласточки, выгнали первых и убили птенцов.
Решающая битва, в которой победил флот Октавиана, произошла в 31 г. у мыса Акций, близ берегов Западной Греции.
Клеопатра настояла на том, чтобы войну решила битва на море. Во-первых, она больше доверяет морю, которое плескалось у стен александрийского дворца. Во-вторых, морем легче всего сможет ускользнуть в случае поражения. В-третьих, на море Клеопатра с египетскими кораблями выступала в роли военачальника, и на ее долю пришлась бы немалая доля славы в случае победы. А победу на суше приписали бы Антонию. И Клеопатра опасалась, что ее лишат триумфа, который она надеялась разделить со своим супругом.
Просчетом Антония было, что он согласился с Клеопатрой, хотя у него двойное преимущество в силах. По кинофильму 60-х годов мы хорошо помним эту битву. Легкий флот Октавиана состоял в основном из либурн, легких удлиненных судов с двумя рядами гребцов. Они были быстроходнее и маневреннее кораблей Антония.
Битва началась. Вскоре она превращается в обычную схватку галер. Римляне преследуют одну цель - перевести морской бой в рукопашную схватку. Они перекидывают мостки на палубы вражеских судов. Более мощные и многочисленные галеры Антония должны были одержать верх. Но его моряки и воины уступают в подготовке воинам Октавиана. Чтобы заменить больных, Антонию пришлось наскоро набирать в солдаты греческих крестьян, которым вовсе не хотелось участвовать в этой битве. Римские суда начали теснить строй египетских галер. Но исход боя далеко не решен.