Смекни!
smekni.com

Виды спорта. Баскетбол (стр. 2 из 4)

От каждой команды на площадке выступают одновременно пять игроков, еще пять-семь баскетболистов находятся во время игры на скамейке запасных. Количество замен в баскетболе не ограничено, но проводить их можно только в тот момент, когда остановлен секундомер.

По правилам ФИБА, на официальных соревнованиях игроки выступают под номерами с 4-го по 15-й. Числа «1», «2» и «3» в качестве номеров в настоящее время не используются. Среди специальных жестов, используемых судьями по ходу матча, есть и жесты с этими числами: например, когда судья указывает на нарушение «правила трех секунд» или показывает, сколько штрафных бросков должен выполнить игрок пострадавшей команды. Точно так же, на пальцах, судья показывает секретарю матча номер игрока, который наказывается персональным замечанием. Дабы избежать путаницы, было решено номера 1, 2 и 3 упразднить.

Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (фол). Если спортсмен получил в течение матча пять фолов (в НБА – шесть), его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков.

Обоюдный фол объявляется в том случае, когда игроки обеих команд одновременно нарушают правила: оба баскетболиста получают персональные замечания, а мяч остается у команды, которая владела им на момент нарушения, или разыгрывается спорный мяч. Различают также: технический фол (за неспортивное поведение, такому наказанию могут подвергаться не только баскетболисты, находящиеся на площадке, но и тренер, и запасные игроки – за спор с судьей, попытку затеять потасовку и т.д.), умышленный фол (в частности, за грубую игру или преднамеренную ошибку в игровой ситуации, чреватой забитием мяча) и др.

Самое тяжелое наказание в баскетболе – так называемый дисквалифицирующий фол. Он объявляется за серьезное нарушение и влечет за собой дисквалификацию игрока и удаление его с площадки до конца игры вне зависимости от количества уже имевшихся у него фолов (ему на замену выходит другой баскетболист).

Если персональный фол был совершен по отношению к игроку, делавшему бросок по кольцу, или был зафиксирован технический фол, судья, помимо персонального замечания провинившемуся игроку, назначает также штрафные броски. В зависимости от характера нарушения броски выполняет или сам пострадавший, или один из его партнеров по команде. Штрафные броски выполняются со специальной точки в 6 м от шита. Каждый точный бросок приносит очко, таким образом, с помощью двух штрафных можно заработать два очка.

В современных баскетбольных правилах есть такие пункты, как «игра, проигранная из-за нехватки игроков» (команде засчитывается поражение, если в ее составе остается один игрок) и «игра, проигранная лишением права» (в ситуации, когда команда отказывается начинать – или продолжать – игру после соответствующего сигнала арбитра).

В самом начале в баскетболе было всего 13 правил, сейчас их более 200. Они периодически пересматриваются Всемирной технической комиссией ФИБА и утверждаются затем Центральным бюро Федерации. Последний серьезный их пересмотр произошел в мае 2000.

Правилами определяются лишь основные принципы игры, в них не могут быть предусмотрены все возможные игровые ситуации. Помимо свода самих правил, существуют и их официальные интерпретации, в которых оговаривается возможная трактовка правил в различных спорных моментах. Судья матча вправе принимать самостоятельное решение в ситуациях, которые в правилах не оговорены.

При проведении всех официальных международных соревнований действуют правила, утвержденные ФИБА. Они несколько отличаются от правил НБА.

Техника и тактика игры.

В современном баскетболе различают следующие игровые амплуа: разыгрывающий защитник; атакующий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центровой (или центрфорвард).

Разыгрывающего защитника также называют «плеймейкером» (англ. «playmaker» – букв. «тот, кто делает игру») или «дирижером». Разыгрывающие больше других игроков владеют мячом и ведут игру всей команды. От них требуется прекрасное видение площадки, филигранный дриблинг и тонкая игра в пас. Атакующие защитники не только начинают атаку своей команды, но нередко и завершают ее дальними бросками. Форварды обычно атакуют с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. Центрфорварды, как правило, самые рослые игроки в команде, их основная функция – борьба под своим и чужим щитом.

Амплуа центрового со временем приобрело поистине культовый статус. Одной из сильнейших в мире всегда была советская школа центровых, подарившая миру таких выдающихся игроков, как Отар Коркия, Янис Круминьш, Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис и др.

В настоящее время в баскетболе чрезвычайно ценятся мастера-универсалы, которые при необходимости могут сыграть не только на своей позиции. Очень важно и такое понятие, как «командный игрок». Приверженность командной игре легендарного центрового Билла Рассела позволила ему 11 раз привести к победе в чемпионате НБА клуб «Бостон селтикс». Его вечный соперник Уилт Чемберлен («Филадельфия уорриорз») не уступал в классе Расселу, но предпочитал играть «на себя», а не «на команду», и в итоге лишь однажды стал чемпионом НБА.

В зависимости от того, как складывается игра, тренер может в какой-то момент внести изменения в привычную тактическую расстановку (стандартной считается «схема» 2–1–2): например, выставить на площадку двух-трех центровых одновременно. Успех команды определяется не только индивидуальным мастерством игроков, но и верно выбранной тактикой. Классический пример – финал олимпийского турнира 1972. Понимая, что его подопечные уступают баскетболистам США по своим игровым кондициям и физическим данным, главный тренер сборной СССР Владимир Кондрашин построил игру от обороны, навязал сопернику «свой баскетбол», что в итоге принесло успех советской команде.

В баскетболе различают зонную и личную (персональную) защиту. В первом случае каждый из игроков опекает любого соперника, находящегося в отведенном ему участке (зоне) площадки. При персональной защите каждый баскетболист опекает «своего» игрока. Чрезвычайно эффективен так называемый прессинг – активный вид обороны, при котором соперников опекают не только в непосредственной близости от своего щита, но и на дальних подступах к нему, иногда – по всей площадке. Цель прессинга – помешать сопернику спокойно разыграть мяч и провести атаку.

Особое значение в современном баскетболе имеет борьба под щитом. Известная баскетбольная заповедь гласит: «Кто выигрывает щит – выигрывает матч», а одним из основных статистических показателей игры баскетболиста – будь то отдельный матч или весь сезон – является число так называемых подборов и блок-шотов.

Индивидуальное мастерство игрока складывается из многих компонентов. Дриблинг, т.е. ведение мяча, в том числе и без визуального контроля, что позволяет игроку мгновенно оценивать меняющуюся ситуацию на площадке. Различные финты, вводящие соперника в заблуждение: обманное движение мячом, руками, ногами, всем телом, поворотом головы, взглядом и проч. Игра в пас. Особенно ценится так называемый скрытый пас – передача мяча, не глядя на партнера, которому он адресован. Еще один прием из арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины (держа мяч за спиной, игрок перебрасывает его партнеру через голову). Броски в баскетболе осуществляются как с места, так и в движении. Существует немало их разновидностей: бросок в прыжке, бросок «крюком» (рука игрока, стоящего боком к корзине соперника, движется по воображаемой дуге), бросок в корзину сверху и др. Наряду с техникой владения мячом в баскетболе чрезвычайно важно умение правильно играть без мяча.

Баскетбольная техника формировалась десятилетиями. Например, в конце 19 в. игроки пасовали друг другу только двумя руками от груди, а бросок производили так же или «из-под себя». Такой, казалось бы, естественный прием, как бросок мяча одной рукой, впервые был применен лишь в 1930-е годы и произвел подлинную революцию в игре.

Когда не существовало ограничений (по времени) на атаку, баскетбол был очень медленной игрой. Что подтверждают и «микроскопические» результаты матчей, нередко не выходившие за пределы 15–20 очков с каждой стороны. Для баскетбола начала и середины прошлого века был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды во многом определялся индивидуальными действиями ведущих игроков. Как правило, это были самые рослые спортсмены. Долгое время баскетбол считался исключительно спортом гигантов. Их действительно немало среди бывших и нынешних «звезд» баскетбола. К примеру, самые высокие в истории советского баскетбола спортсмены имели невероятный рост: игрок алма-атинского «Буревестника» Увайс Ахтаев – 238 см, а выступавший за куйбышевский «Строитель» Александр Сизоненко – 239 см. Но со временем заметное влияние на игру стали оказывать и менее рослые игроки, которых в баскетболе называют «малышами». Они чрезвычайно подвижны, выносливы и отличаются прекрасной реакцией. Знаменитый Боб Коузи компенсировал недостаток баскетбольного роста филигранной техникой, за мастерский дриблинг и пас его прозвали «Гудини баскетбольной площадки» и «Юрким волшебником». Майкл Джордан, считающийся лучшим баскетболистом всех времен, по баскетбольным меркам тоже не гигант: его рост – «всего» 198 см. Тем не менее он на равных сражался с более рослыми соперниками и за свои невероятные «полеты» над площадкой получил прозвище «Их Воздушество». До принятия «правила 3 секунд» атака нередко строилась по очень простой тактической схеме: самый рослый игрок атакующей команды располагался в непосредственной близости от кольца соперника и, получив в конце концов мяч, отправлял его в корзину. Введение «правила 3 секунд» заставило баскетболистов искать иные варианты развития атаки, активней использовать средние и дальние броски. А с введением 24-секундного ограничения на атаку и запрета на возврат мяча в свою тыловую зону заметно возрос темп игры, большое значение приобрела игра в пас, техника и снайперские качества игроков стали цениться не меньше, чем их рост.