Смекни!
smekni.com

Быт и нравы эпохи Возрождения 2 (стр. 2 из 10)

Интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени. Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, утраченного рая и пр.) все черты изначального архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время. Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

В контексте рассмотрения нужно заметить, что культура Возрождения (Ренессанса) в ее общеевропейской перспективе должна быть в своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства.

Вся мера глубины происходившей в эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена. Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем развитии европейского общества.

Это — фаза, в которой сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти. Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV— XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства. Общество в связи с этим стало более динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.

1.2. Гуманизм – ценностная основа эпохи Возрождения.

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека, выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новому видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому.

Формируется новый общественный слой – гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились прежде всего, индивидуальные способности. Представители новой светской интеллигенции – гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским званиям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).

В эпоху гуманизма возвращаются к жизни греческие и восточные учения, обращаются к магии и теургии, распространившимся в некоторых письменных источниках, которые приписывали античным богам и пророкам. Вновь начинают завоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начал. Качества Бога теперь принадлежали простому смертному. Человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой — вот цель, которую стремились достичь гуманисты. Своими действиями они пытались внедрить идеал человека.

Свои умозрения гуманисты старались воплотить на практике. Можно выделить несколько направлений практической деятельности гуманистов: воспитание и образование, государственная деятельность, искусство, творческая деятельность.

Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству предыдущих поколений общество. Целью педагогической деятельности преподавателей было воспитание человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.

Леонардо Бруни, представители так называемого гражданского гуманизма, убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики — формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордиться ею, и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании.

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV в. на путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении.

Подводя итог по данному разделу, следует отметить: гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой. Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

2. Ключевые характеристики быта в эпоху Возрождения

2.1. Особенности строительства дома снаружи и внутри.

Преобладание каменного или деревянного строительства в доиндустриальную эпоху зависело, прежде всего, от природно-географических условий и местных традиций. В районах, где преобладало деревянное строительство, начинают строить дома из кирпича. Это означало прогресс в строительстве. Из кровельных материалов наиболее употребительными были черепица и гонт, хотя дома покрывали и соломой, особенно в деревнях. В городе соломенные крыши свидетельствовали о бедности и представляли большую опасность из-за легкой воспламеняемости.

В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп — с островерхими. Дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон. Земля в городской черте стоила дорого, поэтому дома разрастались вверх (за счет этажей, антресолей, чердаков), вниз (полуподвалы и подвалы), вглубь (задние помещения и пристройки). Комнаты одного этажа могут находиться на разном уровне и соединятся узкими лесенками, коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – помимо жилых помещений включал в себя мастерскую и лавку. Тут же жили ученики и подмастерья. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни обычно располагались на первом или полуподвальном этаже, во многих семьях они служили и столовой. Нередко дома имели внутренний домик.

Городские дома богатых граждан отличались просторными и многочисленными помещениями. Например, палаццо XV века семейств Медичи, Строцци, Питти во Флоренции, дом Фуггеров в Аугсбурге. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную — для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находились залы для друзей и гостей. Этажом выше — спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом. Уединиться было весьма сложно. В палаццо появляется новый тип помещения, предназначенный для уединения: небольшие кабинеты («студиоло»), но в XV веке он ещё не получил широкого распространения. В домах недоставало расчлененности пространство, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выходили за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб, предназначались лоджии на первом этаже.[2]