Смекни!
smekni.com

Быт и нравы эпохи Возрождения 2 (стр. 6 из 10)

3.2. Особенности светской жизни.

Дворы Европы отличались друг от друга, как роско­шью обстановки, так и предметами домашнего обихо­да. Север сильно отставал от юга не только в правилах этикета и украшениях, но даже в обычной гигиене. Еще в 1608 году столовая вилка вызывала в Англии удивле­ние. «Как я понимаю, такой способ кормления исполь­зуется в Италии повсюду и повседневно... Потому что итальянцы терпеть не могут трогать свою еду пальцами, ввиду того, что пальцы у людей не всегда одинаково чистые». В 1568 году Томас Сэквилл, английский лорд, резко возражал против обязанности принимать у себя кардинала, рисуя жалкую картину жизни в его владени­ях. У него вовсе не было драгоценной посуды, бокалы, представленные для осмотра королевским представите­лям, были ими отвергнуты, как низкокачественные, столовое белье также вызвало насмешки, потому что «они желали Дамаска, а у меня не было ничего, кроме простого льна». У него имелась лишь одна запасная кровать, которую и занимал кардинал, и, чтобы предоставить постель епископу, служанки жены лорда вы­нуждены были спать на полу. Самому ему пришлось одолжить кардиналу свои таз и кувшин для умывания и потому ходить неумытым. Весьма печальная картина, если сравнить с условиями, в которых жил простой ан­глийский дворянин, гостивший в Салерно у итальян­ского маркиза. Комната его была увешана парчой и бархатом. Ему и его спутникам предоставили отдель­ные кровати, причем одна была застелена серебристой тканью, а другая бархатом. Подушки, валики под них и простыни были чистыми и с великолепной вышивкой. Отсутствие чистоты — первое, на что обращал внима­ние итальянец, перебравшийся через Альпы. Молодой итальянский дворянин, Массимиано Сфорца, воспи­танный в Германии, приобрел там самые неряшливые привычки, и ни насмешки друзей-мужчин, ни мольбы женщин не могли заставить его менять нижнее белье. Генрих VII Английский славился тем, что видел свои ноги голыми лишь раз в году, накануне Нового года. В обществе, где большинство людей ходили немытыми, не многие жаловались или обращали внимание на преобладающие запахи. Тем не менее, широкое и повсеме­стное использование духов свидетельствует о том, что вонь часто превосходила все пределы терпимости. Духи применяли не только для тела, но и для тех предметов, которые передавали из рук в руки. Букет цветов, пре­поднесенный в подарок, имел не только символическое значение, но и вполне реальную ценность.

Тяжелый, богато отделанный костюм того времени также затруднял личную гигиену. Средневековый наряд был относительно прост. Конечно, существовало мно­жество вариантов, зависящих от вкуса и достатка обладателя, но, в сущности, он состоял из свободного одно­цветного одеяния вроде рясы. Однако с приходом XV и XVI столетий мир одежды вспыхнул радугой ярких цветов и фантастическим разнообразием фасонов. Не удовлетворяясь роскошью парчи и бархата, богачи покрывали наряды жемчугом и золотой вышивкой, драгоценные камни усаживали на ткань так плотно, что ее не было видно. Излюбленными тогда стали первич­ные, основные цвета, которые часто контрастно сочетали. В начале XVI столетия Европу захлестнула мода на разно­цветье, что логич­но вытекало из обыкновения использовать контрастные цве­та для разных предметов одеж­ды. Отдельные части одного костюма кроились из ткани разного цвета. Одна нога шта­нов-чулок была красной, дру­гая — зеленой. Один рукав — лиловым, другой - оранжевым, а само одеяние могло быть и вовсе третьего цвета.Каждый модник имел своего личного портного, приду­мывавшего ему фасоны, так что балы и собрания по­зволяли любоваться широчайшим разнообразием на­рядов. Мода менялась с небывалой ранее быстротой. Лондонский хронист в записках о царствовании Елиза­веты I отмечает: «Сорок лет тому назад в Лондоне не было и двенадцати галантерейщиков, торговавших вы­чурными шляпами, бокалами, поясами, мечами и кин­жалами, а теперь каждая улица, от Тауэра до Вестмин­стера, переполнена ими и их лавками, сверкающими и сияющими стеклом». Во всех странах моралисты горе­вали по поводу упадка современных нравов и обезьянь­его подражания чужестранной моде.

Взгляните на изысканного кавалера,

Он выглядит лишь обезьяной Моды.

Он шествует по улицам, бахвалясь,

Всем тыча в нос из Франции дублет, чулки германские

И шляпу из Испаньи, клинок тол еде кий и короткий плащ,

Свой итальянский воротник и башмаки,

Из Фландрии прибывшие.

Не было такого предмета одежды или аксессуара, которые не затронуло бы лихорадочное стремление к оригинальности. Не стоит и пытаться перечислить все перемены моды — она менялась непрерывно. Основу мужского костюма составляли дублет и штаны-чулки. Первый представлял собой облегающую одежду, чем-то напоминающую современный жилет, а последние — брюки или бриджи, переходящие в чулки. Но эта основная тема разыгрывалась во множестве вариаций. Ру­кава стали съемными, причем каждый стоил це­лое состояние. Скромная дюймовая полоска бело­го полотна у ворота пре­вратилась в брыжи, чудо­вищную оборку размером с колесо. Штаны-чулки преобразились в короткие шаровары, расклешенные или с подбивкой, и то и другое невероятных раз­меров. Появились разре­зы. Это была мода, не спу­стившаяся сверху, а под­нявшаяся по обществен­ной лестнице, потому что первыми ее завели швейцарцы-наемники. Материю дублета или шаровар буквально полосовали мно­жеством разрезов, чтобы была видна ткань, подложен­ная снизу, причем другого цвета. Немцы довели эту моду до крайности, придумав необычайно мешковатые шаровары, на которые шло ткани по 20 ярдов и более. Они ниспадали свободными полосками от бедер до ко­лен. Женщины были не менее экстравагантны. Их пла­тья открывали всю грудь, но заключали остальное тело в некое подобие клетки. Придворные портреты того времени демонстрируют знатных дам, застывших в не­человеческой окаменелости, с талией, стянутой почти до полной невозможности, и юбкой, пышной, как ша­тер.

Все еще был в ходу «геннин», головной убор на каркасе из твердой бумаги или накрахмаленного по­лотна высотой в ярд, обтянутый шелком, парчой или другой дорогой тканью. Его дополняла длинная вуаль, ниспадавшая с макушки до пят. У самых претенци­озных щеголих вуаль волочилась по полу. В некото­рых дворцах приходилось поднимать притолоки, что­бы модная дама могла пройти в двери.

Пристрастие к щегольству распространилось на все слои общества. Сельский увалень сбрасывал свою мрачную домотканую одежду ради дешевого блеска и становился предметом общих насмешек. «Нынче не отличишь на взгляд прислужника в кабаке от лорда, судомойку от знатной дамы». Такого рода жалобы звучали повсеместно.[7]

Здесь была доля истины, потому что с ростом благо­состояния среднего класса и повышением требований к условиям жизни у бедняков хвастливые прогулки в лучшем платье перестали быть привилегией одного сословия. Для сохранения явных социальных отличий предпринимались попытки оживить законы, регулиру­ющие расходы. В них было скрупулезно расписано, что могут и чего не могут носить различные классы обще­ства. Елизавета Английская запрещала простолюдинам надевать брыжи и кринолины. Во Франции иметь одежду из золотой и серебряной парчи дозволялось только лицам королевской крови. Во Флоренции про­стым женщинам не разрешалось носить меха и пуго­вицы определенной формы, сделанные из ряда мате­риалов. Законы эти сразу по принятии подвергались всеобщему поношению и не исполнялись. Их прини­мали вновь, придумывая иные виды запретов и наказа­ний, но на них снова не обращали внимания. Сдерживающим фактором оставался лишь объем кошелька. Развлечения придворных отражали настроения и вку­сы государей. Неспешные интеллектуальные беседы, по воспоминаниям Кастильоне доставлявшие радость урбинскому двору, отнюдь не везде были любимым времяпрепровождением. Немцы находили удовольствие в шумных попойках; пьянство было национальным ис­кусством. Еще им нравились бурные танцы, вызывав­шие досаду и укоры трезвенников. Впрочем, такой зна­ток хороших манер, как Монтень, был приятно удивлен сердечной, но благовоспитанной манерой танцев, кото­рую наблюдал в Аугсбурге. «Джентльмен целует руку дамы и кладет руку ей на плечо и притягивает ее к себе так близко, что они оказываются щека к щеке.

Дама кладет руку ему на плечо, и таким манером они кружат­ся по комнате. У мужчин свои места, отдельные от дам, и вместе они не смешиваются». По всей вероятности, именно участие дам в придворных празднествах смяг­чило нравы.

Прибытие куртизанки, краси­вой изысканной женщины, готовой (за плату) укра­сить любое собрание, было вполне обычным делом. Многие из них были широко образованны и умели поддержать разговор на любую тему. Часто они содержали собственный двор, кото­рый навещали великие мира сего и находили там раз­влечение и отдых от государственных дел, оставаясь в своем кругу. Куртизанка не вытесняла, а дополня­ла жену. Браки продолжали заключать по расчету, потому что ни одно разумное семейство не могло позволить подвергать ценные земли и собственность угрозе случайного союза. При этом молодой аристок­рат, исполнив свой долг и заключив брак иногда с неизвестной ему особой, вовсе не видел причин отказываться от удовольствий на стороне. Общество было с ним согласно. Тем не менее, с тех пор, как женщины стали получать лучшее образование, они смогли играть более активную роль в общественной жизни, и жена перешла с заднего плана, который долго занимала, на авансцену.

Обязательным и общепринятым обычаем было ус­траивать в честь важного гостя изысканную трапезу. Ренессансный двор с восторгом его принял и даже усовершенствовал, превратив в некий спектакль с аксессуарами, более уместными на сцене, чем в сто­ловом зале. Не исключено, что именно из подобных «столовых декораций» родились близкие искусства оперы и балета. Они превращали саму тра­пезу в некое необязательное дополнение. Зародились они, по всей видимости, в Италии, но опять-таки именно в Бургундии превратились в пышные «поста­новочные» пиры, оскорблявшие мораль и восхищав­шие людей светских.