Смекни!
smekni.com

Быт и нравы эпохи Возрождения 2 (стр. 8 из 10)

Вычурно украшенные необходимые предметы и гор­до выставляемые напоказ бесполезные были показате­лем нового богатства, захлестнувшего общество. Пос­ле обеспечения жизни самым необходимым оставалось достаточно денег для баловства, расточительного по­требления, ставшего знамением народившегося торга­шеского общества. Средневековый домовладелец поне­воле довольствовался ракой в качестве единственного украшения дома. Его потомок разбрасывал по комна­там множество разнообразных привлекательных доро­гих безделушек. Покрывавшие стены гобелены были не просто дороги, но имели практическую ценность. Од­нако кувшины и вазы из драгоценных металлов, пароч­ка зеркал, стенные тарелки и медальоны, тяжелые, рос­кошно переплетенные книги на резных столах... все это должно было демонстрировать миру, что хозяину дома удалось направить в свой карман часть европейского золотого потока.

3.4. Религия.

Попытки провести локальные реформы предпринимались в Европе не раз. Некоторые сами собой сходили на нет, некоторые были заклеймены как ереси, другие находили дорожку в церковь и после получали там признание. Великие движения часто возникали без ли­дера и руководства, будучи спонтанным бунтом людей, доведенных до отчаяния природными или рукотворны­ми катастрофами. Они обращались к Богу как к послед­ней надежде. Таковыми стали огромные процессии флагеллантов, пронесшиеся по Европе в годы Черной Смерти. В них приняло участие столь громадное число людей, что власти не имели возможности их подавить, а церковь мудро не пошла наперекор потоку и плыла с ним, пока он не пошел на убыль. Церковь могла себе это позволить, потому что эти массовые эмоции не имели цели и могли быть направлены в безвредное рус­ло. Однако вновь и вновь поднимались движения с ли­дером, умевшим сформулировать бесформенные на­дежды и страхи им ведомых, что угрожало существую­щему строю, и духовному и мирскому. Два таких лидера родились через поколение друг от друга. Оба были мо­нахами. Один — итальянец Джироламо Савонарола, другой — немец Мартин Лютер. Итальянец на краткий миг добился абсолютной политической и духовной вла­сти в пределах города Флоренции, но кончил смертью уголовного преступника. Немец почти нехотя оказался поборником и защитником веры для половины Европы.

Савонарола пришел к власти во Флоренции во вре­мя очередных беспорядков. Медичи были изгнаны, горожане передрались, и угроза фран­цузского вторжения нависла над Италией. Люди от­чаянно нуждались в каком-нибудь вожде, выразителе их чаяний, и они нашли его в лице монаха-домини­канца, который уже совершил огромную работу по очистке своего монастыря Сан-Марко от непристой­ностей и порока, составлявших, как представляется теперь, неотъемлемую часть монашеской жизни. Он не был привлекателен, ни внешне, ни речью. Выра­зительный портрет работы Фра Анджелико, которого он обратил в свою веру, показывает нам лицо силь­ное, но некрасивое, с толстыми губами, большим крючковатым носом и горящими глазами. Отзывы современников о его проповедях свидетельствуют, что они были обыкновенными, и по содержанию, и по исполнению. Но итальянцы привыкли к блестящим ораторам, произносящим страстные проповеди с хо­лодным совершенством. Эти речи производили впе­чатление на слушателей, пока длились, но забывались вскоре после того, как были произнесены. Однако никто не мог усомниться в искренности речей Саво­наролы, в абсолютной убежденности, с которой он предостерегал Италию о нависшем над ней гневе Гос­поднем. Его пророчества и предсказания принесли ему славу, разнесшуюся далеко за пределами Флоренции. Лоренцо ди Медичи схлестнулся с ним, был предуп­режден, что умрет в течение года... и умер в том же году. В далеком Риме папа Александр VI Борджиа, воплощавший все пороки и злодейства папства, взял на заметку вспыльчивого монаха, поскольку его на­падки на коррупцию в церкви становились все резче.

Однако временно Савонарола находился в безо­пасности среди жителей Флоренции. Он клеймил их за аморальность, а они толпами стекались на его проповеди. Он приказывал им очистить свои дома от дьявольских безделушек, и они сжигали драгоценные украшения на главной площади. То было аутодафе, но не людей, а вещей. Люди собирали в кучу духи, зеркала, парики, музыкальные инструменты, карна­вальные маски... Даже книги со стихами не только языческих поэтов, но и почтенного христианина Петрарки. Эта огромная куча представляла собой не просто некий разрез искусства Ренессанса, но также имела значительную денежную ценность. Реформатор­ское рвение пере­шло в фанатизм. Причем одной из неприятных его сторон были шай­ки «святых детей», шнырявших по городу, выис­кивая укрытые предметы искусства и безделушки дьявола.

Флорентийцы отказались от своей гражданской кон­ституции, за которую столетиями проливали кровь. Христос был объявлен королем города, а Савонарола его викарием. Последовала неизбежная реакция: всего через год после триумфального аутодафе его власть рухнула. Люди, предали его могущественным врагам, которые только ждали момента. Он признался, что впал в заблуждение, что видения и пророчества его ложны, и был сначала повешен, а затем сожжен на той же самой площади, где поверил, что стал свидетелем торжества Господа над всем миром.

Девятнадцать лет спустя после того, как пепел Са­вонаролы бросили в реку Арно, другой монах-доми­никанец разъезжал по Германии, исполняя роль раз­носчика духовных товаров. Его звали Иоганн Тетцель, а продавал он листки бумаги с напечатанным обеща­нием спасения от грехов в обмен на золото. Папой в то время был Лев X, одна из самых блестящих личностей эпохи Возрождения: образован­ный, культурный, доброжелательный, способный находить удовольствие в бесчисленных сатирах, которые на него писали. На его долю выпала неимоверная задача завершить возведение нового собора Святого Петра, начатое его предшественниками. Для выпол­нения этой работы требовались сотни тысяч золотых монет, и он выискивал их, где только мог. Случилось так, что епископ Магдебурга возжелал стать архи­епископом Майнца. Лев согласился, при условии, что тот поднимет плату за службы, которая в данном слу­чае пойдет на строительство собора Святого Петра.[9]

Епископ в свою очередь занял денег у Фуггеров и, чтобы выплатить им долг, с согласия Льва X, поста­вил Тетцеля на продажу индульгенций. Учение церк­ви относительно этого вопроса было весьма сложным, но Тетцель его упростил, сведя к постой формуле: заплати, и будут прощены не только души усопших, но и покупатель индульгенции будет практически волен совершить любой желанный ему грех.

Как только монета в ларце зазвенит,

Душа из чистилища улетит.

Так трактовали современники циничное искажение Тетцелем одного из постулатов веры. Он шел по го­родам Германии поистине с триумфом. Светские и церковные чиновники встречали его в каждом горо­де, торжественная процессия сопровождала его в ка­кое-нибудь публичное место, где он устанавливал свой киоск и начинал сладкие речи, выманивая день­ги. Рядом с ним, подсчитывая сыпавшееся в сундук золото, стоял представитель Фуггера. Он был очень занят: покупатели напирали со всех сторон. Однако среди многочисленных покупателей находи­лись люди, которых оскорбляло это ужасное святотат­ство. Именно от кого-то из них копия индульгенции попала в руки Мартина Лютера с просьбой прокоммен­тировать ее. 31 октября 1517 года Лютер прибил гвоз­дями свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге.

Лютер был тогда августинским монахом, и его поступок ни в коей мере не был дерзким вызовом папе. Церковные двери в ту пору часто ис­пользовали как доску объявлений. Лютер всего-навсе­го намеревался (и был именно так понят) показать, что готов отстаивать свои тезисы в публичном споре с любым, кто придет на дебаты. Годом позже он пред­стал перед папским посланником в Аугсбурге, где защищал свою позицию. Онвсе еще не имел ни же­лания, ни намерения возглавлять какое-либо расколь­ническое движение. В апреле того же года он публич­но признал и честность папы, и свою преданность ему. «Теперь у нас наконец-то есть замечательный папа, Лев X, чьи честность и ученость радуют всех верующих... Благословеннейший Отец, я припадаю к стопам Вашего Святейшества. Я признаю голос ваш голосом самого Христа, который находится в вас и говорит через вас с нами». Со своей стороны Лев Xоткликнулся на происходившее с достойной уважения мягкостью, даже выпустил буллу, в которой были прокляты те, кто употребляет индульгенции во зло.

Затем Лютера вызвал на публичные дебаты некто Джон Экк из Лейпцига. Современник, которому до­велось там присутствовать, дает следующее описание отца Реформации: «Мартин имеет средний рост и выглядит таким истощенным от учения и забот, что можно почти что пересчитать сквозь кожу все кости его черепа. Он в расцвете сил, имеет ясный и звуч­ный голос. Он человек ученый и наизусть знает Вет­хий и Новый Заветы. В его распоряжении целый лес идей и слов. Он общителен и дружелюбен, никоим образом не высокомерен и не угрюм. Он способен справиться с чем угодно». Не осталось никаких запи­сей о результатах дебатов, но в ходе их Лютер окон­чательно сформулировал свои взгляды. В июне 1520 го­да Лев X был вынужден объявить его еретиком и дать ему 60 дней на то, чтобы одуматься или подвергнуть­ся отлучению. Ни та ни другая сторона не могли от­ступить. Лев X говорил от имени громадной и почи­таемой организации, которая на протяжении веков своего существования видела бунтовщиков, подобных Лютеру, приходивших и уходивших сотнями. Лютер требовал для неизмеримого числа верующих права поступать в соответствии со своей совестью. Это была интеллектуальная ссора, но каждая из сторон была глубоко погружена в национальные и политические интересы. И папу, и монаха толкали силы, которые они могли привести в движение, но потом не имели возможности их контролировать. Драма в парламен­те Вормса в апреле 1521 года, когда одинокий монах защищал себя перед императором христианского мира и был им официально приговорен, готовилась на протяжении столетий. Град Божий в конце концов сам себя разделил.[10]