Смекни!
smekni.com

Быт и нравы эпохи Возрождения 2 (стр. 9 из 10)

Раскол поначалу выразился в жестокой словесной войне. Ни в какой иной области так не проявилось огромное и немедленное влияние книгопечатания. А по мере того как эта распря распространилась по все­му континенту, ручеек памфлетов и книг превратил­ся в половодье. В одной Германии число выпускае­мых книг выросло со 150 в 1518 году до 990 в 1524-м. Ругательства дополняли злобные карикатуры. Худож­ники всех мастей и уровня таланта обратили свои способности на издевки по поводу религиозных про­тивников. Однако словесной эта война оставалась недолго, и вскоре дело дошло до мечей. Масса про­столюдинов, особенно немецкие крестьяне, не умевшие выразить обуревавшие их чувства словами, пове­рили, что нашли наконец защитника и поборника своих идей. Как и в любом восстании, невежествен­ные люди приписывали вину за все беды властям, на которых нападали. Дороговизна хлеба, наглость мес­тных чиновников, монополии купцов — все это те­перь ставилось в вину папству. Если разрушить власть пап, наступит райская жизнь, гордые будут низвержены, униженные вознесутся. Так думали крестьяне и сбивались в отряды, чтобы сокрушить рабство. Они были убеждены, что Лютер приведет их в землю обе­тованную. Сочувствуя им поначалу, он, тем не менее, как все ответственные люди, страшился свирепости тех, кто рвался в этот новый мир, чей уклад еще не успел сложиться. Крестьяне протестовали против раб­ских условий жизни. «Было в обычае у этих людей держать нас за свою собственность, и это достойно жалости, потому что Христос выкупил нас своей кро­вью. А посему в согласии со Священным Писанием мы свободны». — «Нет, — отвечал им Лютер, — это не так: даже пророки имели рабов». — «Ваши слова идут против Евангелия... [потому что тогда] это сде­лало бы всех людей равными, а это невозможно». Они заклеймили его как предателя и толпами ринулись по Европе в безумном приступе насилия, вымещая на подвернувшейся знати жажду мести, копившуюся сто­летиями.

Общество, называвшее себя протестантским или ре­формированным, не могло терпеть угрозу своему суще­ствованию. Сам Лютер громогласно осудил крестьян­скую войну, встав со всем своим авторитетом на сторону тех, кто их подавлял. Неизбежно прилив сменился от­ливом. Ведь бунтари были недисциплинированной ор­дой, сбродом, вооруженным большей частью орудиями труда, а против них выступали люди, обученные войне как искусству. В результате в Германии погибло около 130 тысяч крестьян. Они окрестили Реформацию сво­ей кровью и стали первыми из многих погибших, ког­да в Европе начиная с Германии разорвалось полотно христианского мира.

Подводя итог по данному разделу, следует отметить, городская и светская жизнь значительно изменились по сравнению со Средневековьем. Дворы Европы отличались друг от друга, как роско­шью обстановки, так и предметами домашнего обихо­да. Следует отметить, что Север сильно отставал от юга не только в правилах этикета и украшениях, но даже в обычной гигиене. Отсутствие чистоты — первое, на что обращал внима­ние итальянец, перебравшийся через Альпы. Тяжелый, богато отделанный костюм того времени также затруднял личную гигиену, хотя был относительно прост. С приходом XV и XVI столетий мир одежды вспыхнул радугой ярких цветов и фантастическим разнообразием фасонов. А в начале XVI столетия Европу захлестнула мода на разно­цветье. Мода менялась с небывалой ранее быстротой, и пристрастие к щегольству распространилось на все слои общества. Конечно, предпринимались попытки оживить законы, регулиру­ющие расходы, где было расписано, что могут и чего не могут носить различные классы обще­ства. Но сразу по принятии они подвергались всеобщему поношению и не исполнялись. Шахматы и кости, состязания в стрельбе из лука, теннис, карты и игра в мяч, пение и азартные игры — все это были излюбленные придворные развлечения того времени. Дни постов соблюдались строго и поддерживались силой закона, а вот праздничные понимались букваль­но.В эти дни сплоченность горожан проявлялась наглядно в многолюдных религи­озных процессиях, крестных ходах, представляющих собой нескончаемую вереницу цветов и форм.

Пришло время, и праздники тысячелетней давности легко вписались в жизнь го­родов, где грохот печатных станков и шум колесных экипажей знаменовали начало нового мира.

Заключение

Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека.Именно в эту эпохуувидели человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. На это мировоззрение повлияли учения гуманистов. Они не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Под влиянием этого существенно изменился быт народа. Появляется стремление к роскоши. На смену однообразию, примитивности, простоте интерьера приходит изобретательность, комфорт. Интерьер менялся счет мебели, украшения стен, потолков и полов коврами, гобеленами, картинами, росписью, обоями и т.п. Эпоха Возрождения – это эпоха Великих географических открытий, поэтому в меню обывателя появляются новые продукты и блюда. Существенно меняется и манера одеваться, мир одежды вспыхнул радугой ярких цветов и фантастическим разнообразием фасонов. Из всего этого можно сделать вывод, что общество эпохи Ренессанса преодолело былую замкнутость.

Но в это же время люди перестают бояться бога, что приводит к падению моральных устоев. Особенно ярко это проявляется в Италии: азартные игры, преступления, разорения монастырей, кровная месть и т.д.

Итак, общими чертами эпохи Возрождения являются:

-человек – центр мира;

-учения гуманистов;

-стремление улучшить свою жизнь;

-появление в рационе новых продуктов;

-яркость и пестрота в одежде;

-увеличение и появление новых предметов мебели;

-отставание Северного Возрождения от Итальянского;

-раскол в религиозной среде.

Один француз с некоторым самодо­вольством перечислял, что было достигнуто в этот пе­риод, желая доказать его превосходство: «Корабли обо­шли вокруг света, открыт крупнейший континент Земли, изобретен компас, печатные станки распростра­няют знания, порох совершил революцию в военном искусстве, спасены древние манускрипты, восстанавливается система образования — все это триумф наше­го Нового века».

Список исследуемой литературы

1. Античное наследие в культуре Возрождения: [Сб. ст.] / АН СССР, Научн. совет по истории мировой культуры; [ Редкол. : Рутенбург В. И. (отв. ред.) и др.]. – М.: Наука, 1984. – 285с.

2. Брагина Л.М., Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.— М.: Наука, 1993. – 532с.

3. Возрождение: культура, образование, общественная мысль: Межвуз. сб. науч. тр., [Редкол.: Н. В. Ревякина (Отв. ред.) и др.]. – Иваново: ИвГУ, 1985. – 144с.

4. Из истории культуры средних веков и Возрождения: [Сб. ст.] Науч. совет по истории мировой культуры; [Отв. ред. В. А. Карпушин]. – М.: Наука, 1976. – 316с.

5. История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. – 479с.

6. Культура Возрождения: энцикл.: в 2т., т.1: [Редкол.: Н. В. Ревякина (Отв. ред.) и др.]. – М.: РОССПЭН, 2007. – 864с.: ил.

7. Культура Возрождения XVI века: [Сб. ст.]. – М.: Наука, 1997. – 302с.

8. Культура Возрождения и средние века: [Сб. ст.]. – М.: Наука, 1993. – 228с.

9. Типология и периодизация культуры Возрождения: [Сб. ст.] / АН СССР, Научн. совет по истории мировой культуры; [Под. ред. В. И. Рутенбурга]. – М.: Наука, 1978. – 280с.

10. Чемберлин Э., Эпоха Возрождения: быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006. – 237с.: ил.

11. Букгардт Я., Культура Италии в эпоху Возрождения. – Смоленск: Русич, 2002. – 448с.

Приложение

Комната первого этажа с кроватью Жилая комната богатой семьи

под балдахином

Часть главной комнаты в доме семьи среднего достатка.

С гравюры Альбрехта Дюрера. 1503 г.

Кухня с закрытой кухонной плитой Резной «кассон» из Флоренции, XVв.

Городские торговцы: торговец одеждой и Религиозная процессия

мануфактурой (слева), цирюльник

(в центре) и кондитер (справа)

Празднование Майского дня Разноцветный наряд эпохи Возрождения

Костюм английского дворянина, Французский придворный наряд,

около 1600 г. около 1555 г.