Затем мысль Рембрандта пошла дальше, и он широко развернул сцену, добавив другие фигуры: группу из нескольких сопровождающих справа и поджидающего слева. Последнюю фигуру он для придания композиции пространственности выдвинул на передний план и по контрасту с ней поместил в глубине справа за палачом стражника с пикой.
Но получившаяся в результате всего этого монументальная композиция, в которой чувствуются отзвуки искусства итальянского Возрождения, более уже не соответствовала теме простой казни, и у Рембрандта возникла мысль о Христе. Он поместил всю группу на возвышение и набросал снизу толпу, на суд перед которой был выставлен Христос. То, что фигуры осужденного, палача и утешителя стали не вполне соответствовать новому повороту сюжета, окончательно определившегося теперь как «Се человек», по-видимому, не имело для Рембрандта решающего значения: композиция уже двигалась собственной логикой, внутренними закономерностями развития, возникли определенные обратные связи, которым и подчинялась рука художника. Оставалось только наметить замыкающий сцену в глубине архитектурный фон - и рисунок был закончен.
К числу любимейших сюжетов Рембрандта принадлежит притча о милосердном самаритянине. Этот мотив он много раз обдумывал с пером или офортной иглой в руках или же стоя перед начатым холстом, разворачивая всякий раз несколько строк библейского текста в эпическое повествование о милосердии, в котором нуждается и которым должен обладать каждый. Одно из лучших воплощений этой темы - рисунок пером 1650-1652 годов из музея в Веймаре. Художник выбрал момент, когда самаритянин привез подобранного им без сознания раненого на постоялый двор. С величайшей осторожностью, чтобы не повредить раненому, распутывает самаритянин веревки, которыми привязал его к мулу. Лицо самаритянина выражает доброту и сочувствие; поразительно, как сумел передать Рембрандт легкие, едва касающиеся тела раненого движения пальцев рук. С недетской серьезностью и собранностью, исполненный понимания значительности возложенного на него поручения, придерживает мула уличный мальчишка, случайно оказавшийся рядом. Из дверей постоялого двора выходят его хозяева, они по-разному реагируют на происходящее: старик потрясен увиденным, он плачет, от горя не в силах сдвинуться с места, старуха же смотрит недоверчиво и настороженно.
Композиция листа построена на двух уравновешивающих друг друга диагональных движениях: от находящегося на самом переднем плане мальчика к самаритянину - и через расположенное в ракурсе тело раненого к группе стариков на заднем плане. Поместив самую крупную в рисунке форму - фигуру мула - параллельно картинной плоскости, художник придал композиции спокойствие и монументальность.
Один из наиболее впечатляющих листов в библейском цикле Рембрандта – «Св. Петр у смертного ложа Тавифы» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр). Петр, прежде чем опуститься на колени с молитвой о воскрешении усопшей - этот последующий момент запечатлен в другом, находящемся во Франции, не менее великолепном рисунке, - решительным жестом отсылает из комнаты скорбящих женщин. Если в ранних «Воскрешениях Лазаря» художник изображал сам момент возвращения усопшего к жизни - Лазаря, подымающегося из могилы, то здесь, что характерно для позднего Рембрандта, передается уже не столько само действие, сколько психологическая подготовка к нему. Неземная умиротворенность Тавифы, лицо которой для придания ему смертельной бледности смягчено белилами, испуганные женщины, перед уходом бросающие последние взгляды на смертное ложе, исполненное скрытого напряжения и веры в возможность чуда, лицо Петра - все это глубоко выразительно и волнующе. Трудно понять, как удалось Рембрандту незабываемое лицо Петра, набросанное всего двумя или тремя движениями пера. Основная часть рисунка выполнена широкими движениями грубого инструмента, оставляющего зернистые сероватые штрихи, часто встречающиеся у позднего Рембрандта. Так же как и в «Милосердном самаритянине», глубина содержания и ясность построения сцены достигнуты здесь при лишь бегло намеченных деталях изображения.
Мир Рембрандта был большим, земным - и в то же время возвышенным. Подобно Шекспиру и Бетховену, он ставил перед собой в искусстве самую великую задачу - выразить жизнь человеческого духа во всей его сложности и многообразии, показать человека с его мыслями, чувствами, страстями и переживаниями. И он достиг этой цели, широко раздвинув границы эстетического освоения мира. В своем реализме он поднимается не только над своими современниками, но и над многими мастерами последующих эпох, его рисунки вечно будут служить источником вдохновения для художников.
Ученики Рембрандта Гербрандт ван Экхоут, Филипс Конинк, Фердинанд Бол, Никлас Мае, Самюэль ван Хоогстратен и другие довольно близко овладели манерой, внешними приемами рисунка учителя. Но никто из них не смог достичь глубины его мысли, силы поэтического претворения действительности. И хотя им порой удавались отличные листы, штрих их рисунков обычно более вял и лишен безошибочной точности Рембрандта, светотень грубее и схематичнее, пластика слабее, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, - «отраженный свет» всегда бывает бледнее. Эстафету Рембрандта было суждено поднять позже более значительным мастерам, его большое влияние ощущается в рисунках Гойи и Фрагонара, в графике романтизма от Делакруа до Домье, у раннего импрессиониста Ионкинда и у Ван Гога. В ХХ веке отзвуки графики Рембрандта можно увидеть в некоторых листах Пикассо из серии рисунков «Художник и модель».
Бернард Шоу как-то сказал, что великие поэты так умеют говорить сами с собой, что к их словам прислушивается весь мир. Таким редким даром в высшей степени обладал Рембрандт. Рисунки, которые он выполнял для самого себя, принадлежат к числу величайших ценностей мирового искусства.
1. Автономова (отв. ред.) и др. ; Публ., коммент. И пер.: Н.Б. Автономова и др.]. - М. : Гилея, 2001.- Т.2.- С.64.
2. Андронов С. А. Рембрандт: о социальной сущности творчества художника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Знание, 1981. - 136 с.
3. Верхарн Э. Рембрандт / Эмиль Верхарн; [пер. В. Брюсова, И. Брюсовой]. - Киев : ВиАн : МП "Феникс", 1995. - 75 с.
4. Все офорты Рембрандта : кат. выст. / [авт.-сост. Н.Ю. Маркова; вступ. ст. Е.С. Левитина]. - М. : РА "Сорек", 1992. - 48 с.
5. Гонкур Э. Дневник братьев Гонкур: записки лит. жизни / пер. с фр. Е.К. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Сев.-Т. II.- М., 1964.- С. 455
6. Григорьев Р. Г. Рембрандт - гравер / Гос. Эрмитаж; [авт. текста Р.Г. Григорьев]. - Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. – 47 с.
7. Даниэль С. М. Рембрандт: [альбом] / Сергей Даниэль СПБ : Аврора, 2002.- 158 с.
8. Декарг П. Рембрандт / Поль Декарг; [науч. ред. И предисл. засл. деят. науки Рос. Федерации А.П. Левандовского]. - М.: Мол. Гвардия: Палимпсест, 2000. - 293 с.
9. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта /К.С. Егорова.- М.: Искусство, 1975.- 230 с.
10. Западно-европейская жанровая живопись: [альбом] / [текст и сост. Е. Г. Мещериной] Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.- 197 с.
11. Калинина А.. Рембрандт, его жизнь и художественная деятельность : биогр. очерк А. Калининой : с портр. Рембрандта и 5 снимками с его произведений. - Санкт-Петербург : тип. Ю.Н. Эрлих, 1894. - 77 с.
12. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства : [В 2 т.] / В.В. Кандинский ; [Редкол. и сост.: Н.Б.
13. Левитин Е. С. О рисунках Рембрандта // Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII века.-М.: Издательство ГМИИ, 1970.-С. 52-59.
14. Маннеринг Д. Рембрандт: [альбом] / Дуглас Маннеринг; [пер. с англ. С. Леднева]. - М.: Лабиринт-К, 1998. - 79 с.
15. Медкова Е. Особенности художественного языка //Искусство.- 2005.- №18.- С.6.
16. Нувен Г. Возвращение блудного сына / Генри Нувен; [пер. с англ. О. Корнеев, Э. Янзина]. - М. : Библейс.-Богослов. ин-т св. ап. Андрея, 2002. - 169 с.
17. Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках : 1000 фототипий без ретуши : Атлас. Т. 1-3 / Собрал и привел в порядок Д. Ровинский.- Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1890. - Т. 3. [Объяснительный текст].- 188 стб., 2 л. ил.
18. Портрет в западноевропейской живописи : [альбом] / [текст и сост. М. Ю. Торопыгиной] ; ОЛМА МЕДИАГРУПП М : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.- 95 с.
19. Рембрандт : [альбом] / Авт.-сост. Ю.И. Кузнецов. - М. : Изобраз. искусство, 1982. - 16 с.
20. Рембрандт и золотой век голландской живописи [Электронный ресурс]: [всего более 1500 репродукций более 50 художников] Москва : Директмедиа Паблишинг, 2007.- (DVD-ROM).
21. Рембрандт. Евангельские сюжеты: избр. офорты : Собр. отд. гравюры и рис. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина. Фонд "Рус. культуры инициатива"; [Н. Маркова ] М. : Константа, 2000.- 8 л.
22. Рембрандт: [книга-альбом / авт. текста и сост. Нина Викторовна Геташвили]. – Москва: ОЛМА-Пресс Образование, 2005. – 127 с.
23. Рембрандт: время и окружение : Голландия XVII века в зеркале офорта : кат. выст. грав. из част. собр. / [введ.- Сергей Старолдубцев]. - М. : Макцентр, 2002. – 96 с.
24. Роден О. Беседы об искусстве / Огюст Роден ; [пер. с фр. Л. Ефимова, Г. Соловьевой]. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. – С.112.
25. Сидоров А. А. Рисунки старых мастеров.- М.-Л.:Искусство, 1940.- 245 с.
26. Соколова И. А. Рембрандт. Афина Паллада: из собр. Музея Г. Гюльбенкяна / И. А. Соколова.- Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005.- 19 с.
27. Соколова И. А. Рембрандт. Ослепление Самсона (1636): из собр. Штеделев. худож. ин-та, Франкфурт-на-Майне : [выставка, Санкт-Петербург, 10 авг.-10 нояб. 2004г.].- СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004.- 18 с.