Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса
Реферат
ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ
Исполнитель:
группа 1511В,
факультет международного
туризма
специальность социально-
культурный сервис и туризм
Геронимус Е. А.
Проверил:
ст. преподаватель
Панченко Наталья Петровна
Владивосток 2007
Содержание
Глава 1. Развитие СКС на рубеже XX-XXI веков. 4
Глава 2. Реструктуризация СКС.. 6
С наступлением XXIвека происходит внедрение новых технологий, развитие электронной техники, что предопределяет увеличение свободного времени человека, а соответственно, и развитие социально-культурной сферы, то есть отраслей экономики, удовлетворяющих социально-культурные потребности человека. Поэтому, выбранная мною тема показалась мне наиболее интересной и актуальной в наступившем тысячелетии.
Цель данной работы – изучить изменения структуры социально-культурной сферы (СКС) на рубеже XX-XXIвеков.
Объектом данного исследования является структура и состав социально-культурной сферы.
Основными задачами данного исследования являются:
· провести анализ развития культуры и СКС;
· обзор существующих видов организаций социально-культурной сферы;
· по результатам развития культуры изучить изменившуюся структуру социально-культурной сферы.
Глава 1. Развитие СКС на рубеже XX-XXI веков
XXIвек – это век новых технологий, знаний и информации. Следовательно, на пороге нового века в нашей стране, да и во всем мире, происходят изменения в различных сферах жизни общества. В том числе и в социально-культурной сфере.
В нашей стране исследователи отмечают, по крайней мере, три крупных перемены в отношении государства к культуре. Так, на заре советской власти политика в этой области строилась на идеологическо-воспитательной трактовке культуры. Затем, начиная с пятидесятых годов, сформировалось новое представление о культуре, и на первый план выдвинулась задача обслуживания населения.
В 70-80-е годы политики делали акцент на самодеятельность населения. Осуществляется свободный выбор культурных услуг, создаются любительские клубные объединения, развиваются процессы самоуправления и самоорганизации при осуществлении культурно-досуговой деятельности. При этом, к середине восьмидесятых годов были сохранены и приумножены уникальные культурные ценности, создана разветвленная сеть учреждений культуры и искусства.
К началу девяностых годов в СКС наметился серьезный кризис, предпосылками которого стали негативные последствия излишней регламентации жизнедеятельности организаций социально-культурной сферы со стороны властных структур. Отчисления бюджетных средств не соответствовали реальным нуждам. Определенный идеологический диктат, низкий уровень оплаты и попытки жесткого нормирования творческого труда привели к оттоку квалифицированных кадров, сделали многие профессии экономически и социально непривлекательными для молодежи [3, 20].
Некоторые исследователи отмечают кризисное состояние культуры и искусства в нашей стране на пороге XXI века, характеризующееся резким сокращением числа учреждений культуры и искусства. Однако статистика показывает значительный рост числа музеев, театров и концертных организаций. Поэтому кризисная ситуация характеризуется иным: трансформацией культурных потребностей населения, сокращением объема предоставляемых культурных услуг и снижением их востребованности населением.
Снижение потребностей в традиционных видах искусства, утрата интереса к отечественной культуре объясняется увеличением потребности населения в продукции массовой культуры различных жанров: литературы, кино, музыки и т.д. [3, 115].
Рынок способствовал появлению новых форм социально-культурной деятельности, которые отсутствовали до начала перестройки, предложил новые виды культурных продуктов, пользующихся устойчивым спросом на западе. К тому же, некоторые виды отечественных продуктов сферы культуры и искусства просто не могли выдерживать конкуренции с продукцией массовой культуры по тем или иным причинам.
Политические и социально-экономические перемены, происшедшие в России в последнее десятилетие, выдвигают экономический аспект деятельности организаций социально-культурной сферы на передний план.
В настоящее время социальные и экономические аспекты деятельности организаций СКС находятся в состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная значимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказались в более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладали соображения экономической выгоды [1, 60].
Таким образом, на пороге 21 века культура как духовная основа человеческой жизни испытывала серьезный кризис. Вышеизложенные признаки кризисной ситуации в социально-культурной сфере являются причиной изменения социально-культурных потребностей человека, что предопределяет необходимость изменения структуры СКС, для удовлетворения этих потребностей.
Социально-культурная сфера – это совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. В связи с изменением социально-культурных потребностей в обществе трансформируется состав и структура СКС.
За последние десятилетия социально-культурная сфера претерпела глубокие изменения. Сокращение госбюджетного финансирования сопровождалось передачей управления большинством учреждений СКС от государства и ведомств муниципальным образованиям, приведшей к появлению коммерческих предприятий, целью которых является извлечение прибыли [2, 67].
Компьютеризация определила глобальные изменения в СКС. Информационные услуги становятся важнейшим продуктом, необходимым для развития общества в целом и индивида в частности, а также экономических отношений в обществе. Так, в экономике СКС возникает новый предмет исследования – информационная услуга.
Изменение спроса на услуги социально-культурной сферы предопределило появление новых видов предприятий, которые предоставляют информацию – рекламных и модельных агентств, провайдеров Интернета, компьютерных клубов продюсерских центров и т.д.
Некоторые виды бизнеса многие годы существовали вне закона: игорный и арт бизнес. Сегодня они легализованы, появились различные виды игорных заведений [3, 10].
Игорный бизнес можно разделить на два основных подвида, отличающихся друг от друга, главным образом, выбранным сегментом потребителей и, как следствие того, стоимостью предоставляемых услуг: это казино и залы игровых автоматов. Несмотря на принадлежность к одному виду услуг развлекательного характера, указанные подгруппы имеют совершенно разные стратегии поведения на рынке. Если казино в своей деятельности ориентируется в основном на состоятельных, респектабельных людей, то залы игровых автоматов, напротив, наиболее приоритетным для себя целевым сегментом считают школьников и студентов.
За последние годы изменилась структура индустрии отдыха и развлечений. В таблице 1 представлены структура и количественный состав за 1998-2003 года г.Москвы.
Вид организации | 1998 г. | 2003 г. | Темпы прироста (%) |
Кинотеатры | 48 | 72 | 50,0 |
Ночные клубы | 75 | 125 | 66,7 |
Залы игровых автоматов | Около 180 | Около 450 | 150 |
Стрип-клубы | 30 | 35 | 16,7 |
Казино | 23 | 29 | 26,1 |
Спортивно-развлекательные центры | 23 | 50 | 117,4 |
Таблица 1. Структура и количественный состав индустрии отдыха и развлечений (ед.) г. Москвы
Из таблицы 1 видно, что наибольшее развитие получили такие виды деятельности, как:
- игровые автоматы – прирост на 150%;
- спортивно-развлекательные центры – прирост на 117,4%.
Менее активно развиваются такие из областей сферы развлечений. Как:
- казино – прирост на 26,1%;
- стрип-клубы – прирост составил всего лишь на 16,7%.
На основании этих данных можно утверждать, что индустрия отдыха и развлечений, развивается во всех направлениях. И по некоторым из них она развивается более опережающими темпами [4, 76].
Увеличивается потребность населения в массовой культуре, то есть происходит приспособление культуры к вкусам и потребностям больших масс людей. Следовательно, получил развитие шоу-бизнес. Сегодня на российском рынке развлечений работают различные шоу-группы, отдельные исполнители, издательские дома, частные телекомпании и киностудии и т.д.
В настоящее время в социально-культурной сфере присутствуют в основном малые предприятия: издательства, рекламные и туристские агентства. Большинство этих предприятий имеет высокие показатели рентабельности, и при правильной налоговой политике они могут приносить в бюджет регионов и страны достаточно крупные средства. Тем более, что некоторые виды деятельности облагаются большими налоговыми ставками, как, например, игорный бизнес.
1990-е гг. представляют период высоких технологий в индустрии туризма: развитие транспорта, повышение его комфортабельности, развитие средств коммуникаций и информации, рост индустрии развлечений. Так, в конце XXвека туризм стал глобально интернациональным [5, 317].