Смекни!
smekni.com

Периодизация древнеримской культуры и её мировоззренческие основы (стр. 2 из 2)

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I – IIвеках н.э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого были Сенека и император Марк Аврелий. Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

Какие литературные произведения созданы в Риме?

В Iвеке до н.э. жил прославивший римскую литературу Цицерон – величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим образцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей Цицерона и сочинений по теории риторики. Творчество Цицерона открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

Больших успехов достигла римская поэзия в Iвеке до н.э. Современники Цицерона были великие римские поэты Лукреций и Катулл. Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций. В его сатирах, лирических «одах» и посланиях до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений. А трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Не менее прославленным поэтом является Овидий. Его перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией, дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о превращениях людей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках) выступают памятниками европейского значения.

Поэт Вергилий прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским национальным эпосом.

Римская литература представлена целым созвездием выдающихся имен: Апулей, автор авантюрно-аллегорического романа «метаморфозы или Золотой осел», Плутарх, сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан. Выдающимся писателем был Варрон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым.

Какие образцы древнеримской живописи сохранились до наших дней?

В живописи римляне также выказали себя усердными учениками греков. К сожалению, живопись менее долговечна, поэтому её образцов сохранилось немного.

Древнейший, из сохранившихся до наших дней памятников – это фрески на Эсквилине с изображением батальных сцен. Из древних картин, - сообщает немецкий ученый 18 века Винкельман, - сохранились до нашего времени в Риме так называемая «Венера и Рома» в палаццо Барберини, «Альдобрандинская свадьба», «Марк Кориолан», семь картин в галерее коллегии святого Игнатия и картина, принадлежащая кардиналу Алессандро Альбани».

Одна из самых замечательных картин – «Альдобрандинская свадьба», найденная в 1606 году в Риме и хранящаяся ныне в Ватикане. Зритель видит брачные покои, где в центре изображена сидящая на ложе, облаченная в тонкие ткани невеста, а её как бы ободряет Афродита. Множество фигур, изображенных в картине, образуют отдельные группы, создающие настроение умиротворенности и покоя.

Наиболее полное представление о древнеримской живописи дают фрески, обнаруженные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях. Главным сокровищем, дошедшим до наших дней, считается фриз зала Мистерий из Помпей. На нем изображены фигуры высотой в человеческий рост. Они будто движутся в ритуальном действе, - здесь реальность соединяется с мифом. Сцена, толкованию которой посвятили немало сил крупнейшие ученые, стремясь постичь её тайный смысл, пока остается загадкой.

О живописи эпохи Римской империи можно судить, прежде всего, по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Здесь использовались различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты.

Задание III. Объясните термины:

«Капитолийская волчица» - знаменитое произведение бронзового литья 6 века до н.э. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 веке). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры – напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое – образ хищного зверя. Недаром статуя «Капитолийская волчица» в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима.

«Базилика» - от греч.вazilike – царский дом – прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

«Термы» - «общественные бани». Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Здания были снабжены горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Самые роскошные их 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в IIIвеке, вмещали дор 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

«Акведук» - водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

«Мозаика» - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаика набирается из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существует два способа набора мозаики: «прямой», при котором частицы вдавливаются в грунт, нанесенный на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картину или ткань с нанесенным на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).

«Фреска» - от итал. fresso, букв. – «свежий»; техника живописи красками на чистой или известковой воде по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Фреска, позволяющая создать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей.

Задание IV.

Выполните тесты:

№1, б, в, д.

№2, б, в, д.

№3, б, в, д, ж.

Список литературы.

1. Введение в культурологию/ Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

2. Дьяков Л. Древнеримская живопись.- СПб., 2007.

3. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.

4. Популярная художественная энциклопедия/ Под ред. В.М. Полевой.- М., 1986.

5. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Учеб. пособие. – М., 1996.

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра отечественной истории

Культура Древнего Рима

Контрольная работа

Выполнил Лазарев С.В.

студент

2007