Смекни!
smekni.com

Культура древнего Китая 6 (стр. 3 из 3)

Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.[7]

6. Художественная культура

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное – позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям – придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».

Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью. Стилизация и гротеск сделали возможным отстранение художественного творчества от каких бы то ни было утилитарных соображений и определили в дальнейшем разнообразие китайского искусства позднейших эпох.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна – это символ долголетия, бамбук – стойкости и счастья, аист – одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей – вытянутый свиток – помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие; восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.[8]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура Древнего Китая развивалась в условиях различных противоречий внутри страны. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д.

Значительную лепту древнекитайская культура внесла в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Список литературы

1. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие/ А.А.Горелов. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с.

2. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. – 316 с.

3. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. Кн.1. – 348 с..

4. История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. – 456 с.

5. Культурология: История мировой культуры: учебник для студ. вузов/ Ред. А.Н. Маркова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2003. – 576 с..

6. Чернокозов И.А. История мировой культуры. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 472 с.


[1]Чернокозов И.А. История мировой культуры. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – С. 83.

[2]История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. – С. 97-98.

[3]История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. – С. 101-102.

[4]История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. Кн.1. – С. 125.

[5]Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. – С. 78.

[6]Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. – С. 88.

[7] Культурология: История мировой культуры: учебник для студ. вузов/ Ред. А.Н. Маркова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 89.

[8]История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. – С. 105-106.