Смекни!
smekni.com

Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая (стр. 1 из 3)


Содержание:

Введение· 3

1.1История присоединение Алтая. Заселение Алтая русскими людьми.3

1.2.История открытия и изучений месторождений поделочных камней Алтая· 3

1.3 Камнерезное дело в Колывани· 3

Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая.3

2.1. Колыванская камнерезная фабрика· 3

2.2. Особенности колыванских изделий и их роль сегодня· 3

Заключение· 3

Список используемой литературы:3

Введение

На рубеже XX-XXI веков, камень уверенно вошел в рынок, причем во внутренний. В основном это, конечно, строительный камень, используемый для облицовки. Великолепные мозаики, фонтаны, монументальные композиции, как для интерьеров, так и для городских улиц и парков, изготавливаются на производствах по шаблонам, не имеющих ничего общего с ресурсосберегающими технологиями и, тем более с камнерезным искусством. Камнерезные работы (пластика из камней-самоцветов) также высоко ценится, как и 100 и 200 лет назад.

Художественная обработка камня в России – своеобразная и интересная область искусства. Алтай – один из центров русского камнерезного искусства, конца XVIII – первой половины XIX веков, периода наивысшего его развития. Время подлинного рассвета художественной обработки камня, время, когда колыванскими мастерами были созданы шедевры, по сей день нигде и никем не превзойденные. Это непосредственно связано с высокими достижениями всего русского искусства, в первую очередь, с расцветом архитектуры и декоративных искусств того времени.

1.1История присоединение Алтая. Заселение Алтая русскими людьми.

После похода Ермака борьба русских войск с Кучумом продолжалась и закончилась его окончательным разгромом, так как местные племена не поддержали татарских феодалов. Летом 1598 года отряд русских служилых людей дошел до Оби и внезапно напал на новую ставку Кучума. Она располагалась около устья р. Ирмень (на территории нынешней Новосибирской области). В бою были убиты многие родственники Кучума, захвачена в плен его семья. Сам он с несколькими воинами бежал, но вскоре погиб в борьбе с другими феодалами. Окончательное поражение Сибирского ханства означало присоединение к Русскому государству всей Западной и Южной Сибири, в том числе и Алтая. Разгром Кучума убедил народы Сибири в том, что Русское государство достаточно сильно и может защитить их от набегов монголов и казахов. В начале 1604 года Тоян, один из местных князьков, поехал в Москву и обратился с просьбой построить «в его вотчине» город. Просьба его была удовлетворена, и осенью 1604 года был основан Томский острог (крепость). В 1609 году принял русское подданство и тёлеутский князь Абак. Чтобы прикрыть от набегов восточных монголов Верхнее Приобье, где обитали телеуты, в 1618 году царскими властями был построен Кузнецкий острог. Алтайцы и другие вошедшие в состав России племена Сибири были обложены небольшой данью (ясаком). После завоевания Сибирского ханства русское правительство не могло сразу оградить крепостями всю присоединенную территорию. Этим воспользовались князья двух западномонгольских племен. Они попросили разрешить им временно кочевать со своими людьми вдоль Иртыша и защитить их от казахов. Пока шли переговоры, большое число их успело перейти на территорию Западной Сибири. Царское правительство разрешило им остаться, но при условии, что они примут русское подданство. Часть их согласилась, и они были переведены в низовья Волги. Остальные отказались, но пытались остаться на занятой территории,и подчинить себе алтайцев. Жившие в Приобье телеуты оказывали упорное сопротивление, но силы были неравны. В 1655 году телеутский князь Кока Абаков, собрав значительные силы, вновь начал вооруженную борьбу против захватчиков. Она продолжалась до 1658 года, но закончилась поражением алтайцев. В начале XVIII века по распоряжению царского правительства вдоль Иртыша была возведена линия крепостей. Не решаясь вступать в открытую борьбу с русскими войсками, западномонгольские феодалы ушли с русской территории, но при этом насильно угнали с собой алтайцев. Остались лишь те, кто успел бежать под защиту крепостей или укрыться в горах и тайге. Только в 1756 году алтайским племенам удалось вырваться из неволи. По просьбе их зайсанов они были приняты в русское подданство, перешли границу и расселились в Горном Алтае. Добровольное вхождение алтайцев в состав России имело для них большое значение. Они закрепились на определенной территории, у них прекратились разорительные феодальные войны. Русские крестьяне знакомили их с пашенным земледелием, применением на охоте огнестрельного оружия, помогали переходить к оседлому образу жизни. В свою очередь алтайцы делились своими знаниями о природе края.

На протяжении XVII века на территорию Алтая направлялись лишь небольшие русские отряды для сбора ясака с немногочисленных оставшихся в горных долинах алтайцев. В первой четверти XVIII века опустевшие местности по верхнему течению Оби и ее притокам начинают заселяться русскими людьми. В 1717 году основывается Белоярская крепость, в 1718 году — Бийская. В середине XVIII века была построена укрепленная линия, протянувшаяся от Усть-Каменогорска до Бийска (крепости Чарышская, Ануйская и другие). В крепостях и других укрепленных пунктах (форпостах, маяках) царское правительство размещало отряды служилых людей, а позднее казаков. Так возникла Бийская казачья линия. Чтобы снабдить гарнизоны хлебом, царские власти насильно переселяли сюда крестьян из северных губерний и Приуралья. Их называли переведенцами. Одновременно с правительственной колонизацией, а иногда и опережая ее, шло самовольное переселение русских людей. Бежавшие от помещичьей неволи крепостные, работные люди уральских заводов, уходившие от религиозных преследований старообрядцы пробирались на Алтай и основывали здесь маленькие деревни. Русские крестьяне и «промышленные люди» (охотники, рыболовы) переселялись на Алтай и из северных районов Сибири, где природные условия не позволяли заниматься земледелием. К числу первых русских селений, возникших на Алтае, относятся расположенные на Правобережье Оби деревни Кислуха, Бобровка, Санникова. В окрестностях Бийска раньше других основались деревни Соколова и Фоминская. В 20-х годах XVIII века появилось русское селение (деревня Усть-Барнаульская) на месте нынешнего краевого центра.

1.2.История открытия и изучений месторождений поделочных камней Алтая

Первые сведения о находке на Алтае поделочных камней относится к 1730-1740 гг., когда в процессе поисков серебро-свинцовых и медных руд людьми действительного статского советника А.Н. Демидова на территории «Ведомства Колыванских заводов» были отмечены цветные мраморы, яшмы и опал. В 1744 г. Из Петербурга на Алтай была отправлена особая комиссия для проверки сведений о содержании в алтайских медных и медно-свинцовых рудах золота и серебра. Возглавлявшего эту комиссию бригадира А.В. Баэра при выезде из Барнаула (24 января 1745 г.) на колыванский завод сопровождал кранильщик Опарышев. Из поездки на Алтай Баэр привез в Петербург наряду с рудными штуфами и образцы поделочных камней, вызвавших интерес и получивших одобрение Императорского Двора.

21 января 1786 г. Вышел указ Екатерины II, который обусловил интенсивные поиски поделочных камней на Алтае и в последствии развитие камнерезной промышленности. В конце XVIII века были открыты все важнейшие месторождения поделочных камней Алтая, принесшие ему мировую славу: Коргонское, Ревневское, Белорецкое и Гольцовское. Всего в конце XVIII – начале XIX вв. на Алтае было выявлено порядка 350 месторождений и проявлений цветных камней, составивших достаточную сырьевую базу развивающейся камнерезной промышленности.

Благодаря успешным поискам цветных камней на Алтае была открыта Колыванская шлифовальная фабрика в п. Колывань на месте закрытого в 1800 г. Колыванского серебро-медеплавильного завода. Открытие ее стимулировало дальнейшие поиски цветных камней. В эксплуатацию было вовлечено порядка 20-30 месторождений. В «Описи употреблявшихся гранильной фабрикой с 1786 по 1833 гг. цветных камней для изделий» перечисляется 50 их разновидностей.

Первыми публикациями, положившими начало научному описанию поделочных камней Алтая, являются работы И.Ф. Германа и П.И. Шанина. Академик И.Ф. Герман в 1788 г. В книге «Перечень видов камней…» наряду с другими сведениями приводит указания на находки яшм, аквамарина, халцедона. В 1805 г. Вышел его труд, в котором дается описание 110 образцов алтайских яшм, порфиров и порфиритов с указанием их местонахождений, цвета, способности принимать полировку.

В XIX в. Алтай изучали многочисленные экспедиции, организованные Академией Наук правительственными ведомствами, университетами, канцелярией Колывано-Воскресенских заводов (позднее – Правлением Алтайского горного округа), имевшие большое значение для познания Алтая, в том числе его геологического строения, но относительно поделочных камней крупных открытий не последовало.

В 1902 г. Вышла книга Н.С. Гуляева и П.А. Ивачева «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае», в связи со столетием ее существования. В ней описываются первые экспедиции по поискам цветных камней. Приводится описание изделий, изготовленных на фабрике из алтайских камней за столетний период. Отмечается их успех на всемирных выставках.

Вышеназванные работы завершают период исследований Алтая и его поделочных камней до Октябрьской революции, знаменательный тем, что на его протяжении было открыто подавляющее количество ныне известных месторождений, в том числе все основные месторождения.

В 60-х г. в связи с повышением интереса к поделочным камням и постановлением правительства о расширении сырьевой базы драгоценных и цветных камней Западно-Сибирское геологическое управление организовало в 1963г. специальную Поделочную партию (с 1967г. именовавшуюся Колыванской), производившей в последующие годы поиски месторождений цветных камней и ревизионное обследование ранее известных. Обследованию подверглись Инское месторождение горного хрусталя, Тигирецкий и другие участки берилла, Мурзинское месторождение кварцитов и др.