Смекни!
smekni.com

Меценатство - мнение людей (стр. 2 из 6)

· демократические основы организации;

· открытость для общественного контроля;

· гласность целей и результатов деятельности.[5]

Какими бы ни были мотивационные начала меценатства – рациональными, эмоциальными, психологическими, религиозными, продиктованными традициями и т.п. – её результат должен быть, прежде всего, полезен другому человеку, обществу, а не самому жертводателю или его родным и близким, т.е. – быть бескорыстным.

1.2. Виды и мотивы меценатской деятельности.

Многие ли имена меценатов сохранились в народной памяти? Заслуженным почётом и уважением окружены легендарные фигуры Третьякова, Мамонтова, Морозова, Станиславского и др.

Изучив несколько исторических источников по данной теме, следует выделить две группы меценатов. К первой относятся меценаты коллекционеры, а ко второй – меценаты организаторы.

Роль коллекционеров состоит в покупке произведений культуры и искусства, составлении из них коллекции и передаче её обществу, государству.

Ярким представителем этой группы является Павел Михайлович Третьяков, родившийся в 1832 году в Москве. Российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи.

К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. В 1865 г. он женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой. На попечении Третьякова лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 г. он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею. В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но и целыми собраниями. Так, в 1874 г. Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880 году. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов. Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 —первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры. Сергей Михайлович тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы. По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».[6] Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

Известен и другой крупнейший московский меценат – Савва Иванович Мамонтов, который относится ко второй группе меценатов-организаторов.

Савва Иванович родился [3 (15) октября 1841г. в Ялуторовске, Тобольской губернии, ныне Тюменской обл.], в семье российского промышленника и мецената. Получил хорошее образование в Москве и Петербурге, где окончил Петербургский институт корпуса гражданских инженеров.

С 1862 г. по желанию отца занялся предпринимательской деятельностью. В 1865 г. женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, разделявшей любовь мужа к искусству. Мамонтов обладал несомненной деловой хваткой и составил крупное состояние на развивавшемся тогда железнодорожном строительстве. По его инициативе и при его активном участии были построены: дорога Ярославль — Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога, соединявшая Донбасс с Мариупольским портом. Главный акционер общества Московско-Ярославско - Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Общался с крупнейшими деятелями русской культуры. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись. В 1870-90 гг. подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались крупнейшие русские художники: В. А. Серов, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин, И. Е. Репин; музыкант Ф. И. Шаляпин, карьере которого Савва Мамонтов немало способствовал. В Москве супруги жили в доме на Садово-Спасской, 6. Сегодня, на этом месте - Московский полиграфический университет. Савва Мамонтов и его жена отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества. В 1885г. он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу, которая действовала до 1904года.

Широкий образ жизни Мамонтовых вызвал огромную волну недоброжелательства. В 1899 г. было возбуждено уголовное дело о растрате им средств Московско – Ярославско - Архангельской железной дороги. Суть дела заключалась в том, что средства одних принадлежавших Мамонтову предприятий перебрасывались в другие. На время разбирательства имущество было опечатано, Савва Иванович помещен в тюрьму. В конце 1900 года, после выхода на свободу, Мамонтов поселился при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы жизни, занимаясь художественной керамикой. Хотя его виновность в преднамеренной растрате средств не была доказана, но деловая репутация подорвана, в 1902 г. имущество было распродано за долги. Несколько картин из его собрания приобрели Третьяковская галерея, Русский музей. Умер Мамонтов 6 апреля 1918г. в Москве.[7]

При объяснении побудительных причин меценатства исследователи разделяются, как правило, на два лагеря. Марксисты, рыночники и материалисты объясняли действия меценатов стремлением получать социальные и налоговые льготы, чтобы улучшить тем самым свое материальное положение.[8]

Напротив, ученые, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности хозяйствующих субъектов, склонны были указывать на религиозные национально-патриотические, культурно-эстетические пружины меценатства. Кто же прав в этом споре?

По мнению многих людей, в большинстве случаев многие руководствовались религиозными убеждениями. Нормы православной нравственности, ставившей во главу угла христианскую благотворительность, помощь всем нуждающемся, преобладали в среде русского предпринимательства и купечества. Даже те богачи, которые не были глубоко верующим, вынуждены были отчислять значительные суммы на помощь культуре из опасения быть отлученными от Церкви по обвинению в стяжательстве и других пороках.

Отметим особо, что многие русские предприниматели - благотворители происходили из старообрядческих семей, где детей воспитывали по Древнему уставу благочиния- в строгости и послушании, в духе аскетизма и добролюбия. Так, миллионер-меценат, крупнейший русский издатель

К.Т. Солдатенков (1818-1901) все детство провёл в старообрядческой среде Рогожской заставы, а позже состоял членом Рогожской старообрядческой общины. Старую веру исповедовали и члены семьи Рябушинских - крупного клана купцов конца ХIХ-начала ХX. Рябушинские были известны своей благотворительностью. Они содержали больницу, богадельню, ясли и школу на фабрике.

Вторым важнейшим побудительным фактором деятельности меценатов был, бесспорно, их патриотизм. Так, П.Третьяков, по словам И. Репина, «вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг»[9]. «С.Мамонтов создал в Москве,- писал Ю. Рябцев, -на свои собственные средства русскую оперу»[10], оказав неоценимое влияние на всё русское оперное искусство. Вместе с тем ведущие столичные меценаты активно коллекционировали и пропагандировали и западноевропейское искусство. И это не случайно: их патриотизм не мешал, а помогал правильно оценить достижения зарубежной культуры в их отношении к культуре российской.

Но были и такие, которые действовали, по-видимому, из желания получить социальные льготы и привилегии - чины, звания, ордена, дворянство. Этот вопрос достаточно полно был рассмотрен А.Бохановым, который правильно указывал, что «благотворительность часто открывала единственную возможность предпринимателям получить чины, звания и прочие отличия, которых иным путем (в частности, своей профессиональной деятельностью) добиться было практически нельзя»[11]. Чины и ордена были, конечно, не самоцелью, - они давали возможность повысить сословный статус. Так, все ордена 1 степени и Владимира IV степени (с 1900г. - III степени) давали возможность получить потомственное дворянство. С этой точки зрения очень характерна история предпринимателя - благотворителя Л.С. Полякова (он вносил большие суммы на Румянцевский музей и Музей изящных искусств), получившего орден Владимира III степени и Станислава I степени и добившегося на этом основании дворянства. Некоторые меценаты «заказывали» ордена и почётные звания в обмен на взносы: так, директор Московского филармонического общества в канун его 25-летия в 1903г. в ходатайстве указывали, кому какая награда должна предназначаться: