М. Н. Егоров и Л. М. Левитский рекомендуют комбинировать творог с простоквашей (3 порции творога или творожников и 3 порции простокваши по 200-250 мл). Комбинировать в различных сочетаниях целесообразно преимущественно однотипные продукты (мясо и рыба, овощи или фрукты и ягоды и т. п.).
Комплексные разгрузочные дни.Они включают применение того или иного разгрузочного дня (углеводного, жирового или белкового) в комбинации с однократным приемом 50—100 мг гипотиазида. Поскольку гипотиазид далеко не во всех случаях оказывает желательный эффект и нередко плохо переносится больными в связи с развитием у них коллаптоидных явлений, по нашим данным, целесообразно комбинировать последний с назначением других мочегонных препаратов (фуросемид, аль дактон, ацетоуксусный калий и др.).
Противопоказания: гипотония, повышенная чувствительность к гипотиазиду, непереносимость тех или иных разгрузочных дней.
Голодание в качестве дополнительного метода лечения (дозированное голодание) допустимо, при нем происходит быстрое и резкое снижение МТ (400-900 г в сутки). Различают абсолютное, «сухое» голодание при отсутствии пищи и воды, «влажное» голодание – при отсутствии пищи, но с приемом воды, неполное голодание – при недостаточном поступлении пищи, и различные виды качественного голодания: белковое, жировое, углеводное, водное, минеральное, витаминное и др. Многие виды гипокалорийных диет, применяемых при ожирении, соответствуют по механизму действия неполному или качественному голоданию. Из всех видов голодания в настоящее время используются короткие курсы «влажного» голодания.
Однако нельзя не заметить, что существует мнение о том, что лечение голоданием является нефизиологичным и допустимо лишь в некоторых случаях по показаниям в условиях стационара. Нефизиологичность этого метода состоит, прежде всего, в том, что при голодании организм лишается возможности получать ряд биологически ценных и необходимых для него веществ, без которых немыслима нормальная жизнедеятельность различных его органов и тканей. В первую очередь это касается незаменимых аминокислот, жирных кислот и других веществ. Кроме того, голодание способствует развитию гиперурикемии и кетоза, которые, очевидно, нельзя расценивать как благоприятные для организма [Шурыгин Д.Я. с соавт., 1980].
Вопросы использования физической культуры в целях профилактики и коррекции избыточной МТ весьма актуальны. Это связано с выяснением роли гиподинамии в патогенезе этих изменений, а также с расширением знаний о влиянии физических нагрузок на организм здорового и больного человека [Силуянова В.А., Иванов Я.С., 1987].
Как известно, двигательная пассивность приводит к целому ряду нарушений в организме. К наиболее существенным изменениям, связанным с гипокинезией, относится снижение общей работоспособности (порядка 12-22%). Это связано со снижением максимальной легочной вентиляции, с чрезмерным учащением сердечной деятельности в состоянии покоя и после усилия, а также – с уменьшением систолического и минутного объемов сердца [Синцова Н. В., 1993; Татонь Я., 1988]. При этом объем циркулирующей крови уменьшается на 5-15%, понижается и уровень гемоглобина в крови. Вследствие уменьшения объема плазмы крови наполнение сосудистого русла снижается. При продолжительной двигательной пассивности может уменьшиться объем всего внесосудистого пространства, что сопровождается внутриклеточной дегидратацией. Это связано с исключением влияния гидростатического давления и мышечной работы на проникновение жидкостей из русла капилляров во внесосудистое пространство.
Гипокинезия приводит к ряду метаболических нарушений: снижению переносимости глюкозы, повышению потери кальция (деминерализации костей) и азота с мочой (в результате распада мышечного белка).
Однако в связи с коррекцией веса с помощью физических нагрузок возникает немаловажная проблема. Дело в том, что известно, что физические нагрузки приводят к достоверному и выраженному уменьшению избыточной массы тела. Однако это происходит только в том случае, если их интенсивность и продолжительность очень большая, например, сравнимая с военной подготовкой в армии. Действительно, по данным L.Leeetal. (1994) в течение 5-месячной подготовки в Сингапурской армии у новобранцев с ожирением наблюдалось снижение веса в среднем на 12,5 кг. Причем, установлено, что уменьшение веса у них шло, только за счет жировой массы [Гинзбург М.М. с соавт., 2002]. Однако в обычных условиях требовать от большинства пациентов столь интенсивного режима нагрузок нереально, а в ряде случаев и опасно, особенно если речь идет об осложненном ожирении.
Кроме того, результаты исследований некоторых зарубежных авторов говорят о том, что роль физической нагрузки в лечении ожирения переоценивается. Авторы на основании 25389 наблюдений, проведенных в Техасе с 1970 по 1989 г., показали, что повышенная регулярная физическая активность дает умеренное и недостоверное уменьшение МТ, но отдаляет осложнения и снижает смертность больных даже с морбидным ожирением. Аналогичные выводы сделаны P. Bjorntorp(1995): похудение под влиянием физических упражнений у пациентов с ожирением является вариабельным и сомнительным, хотя явно устраняет и задерживает метаболические формы риска сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета II типа.
По данным W. Saris (1998), физические нагрузки сами по себе действительно не дают существенного снижения МТ. Но добавление физических нагрузок к диетотерапии улучшает в структуре теряемых тканей соотношение безжировой и жировой массы в пользу безжировой. Автор подчеркивает, что физические тренировки если и имеют самостоятельное значение, то лишь в плане поддержания достигнутой потери МТ в процессе похудения [Седлецкий Ю.И., 2007].
Интересно исследование J.Garrow и С.Summerbell (1995). Авторы провели мета-анализ данных применения физических нагрузок в лечении больных с ожирением. Всего для анализа было взято 28 публикаций, представленных с 1963 по 1993 год и охватывающих наблюдения более чем за 500 мужчинами и женщинами. Вот выводы, которые авторы смогли сделать:
- аэробные нагрузки у мужчин, назначаемые без какой либо диеты, приводят к уменьшению массы тела в среднем на 3 кг за 30 недель. У женщин за тот же период результат еще более скромный и не превышает 1,4 кг;
- силовые нагрузки как у мужчин, так и у женщин не ведут к значимому снижению веса, но способствуют увеличению безжировой массы в среднем на 2 кг у мужчин и на 1 кг у женщин;
- согласно данным регрессионного анализа, уменьшение массы тела на 10 кг, вызванное применением одной диеты, сопровождается уменьшением безжировой массы в среднем на 2,9 кг у мужчин и на 2,2 кг у женщин. Когда то же снижение веса достигается сочетанным применением диеты и физических нагрузок, уменьшение безжировой массы составляет только 1,7 кг.
В 1999 г. был проведен международный симпозиум по оценке роли физических нагрузок в лечении ожирения и на основании мнения большинства специалистов сделан основной вывод о том, что физическая культура не излечивает ожирение, а предотвращает его осложнения и положительно воздействует на гомеостаз. Нормализация гомеостаза, в свою очередь, является профилактикой тромботических осложнений [Терещенко И. В., 2002]. Автор подчеркивает, что регулярная физическая активность у больных ожирением снижает риск онкологических заболеваний (рака толстой кишки, молочной железы, эндометрия и др.), а также желчекаменной болезни, остеопороза, остеохондроза и других заболеваний опорно-мышечного аппарата.
Основной характеристикой эффекта лечения ожирения должно быть уменьшение массы жира. Двигательная активность значительно увеличивает расход энергии, способствуя тем самым редукции МТ. При применении физических нагрузок масса жира действительно уменьшается, а мышечная масса, наоборот, увеличивается. Общая МТ при этом может и не уменьшаться или уменьшаться незначительно [Козупица Г. С. с соавт., 1998]. В качестве подтверждения этой закономерности авторы исследовали влияние программы, сочетающей в себе аэробные и силовые физические нагрузки на морфофункциональные показатели организма практически здоровых женщин в возрасте 17-25 лет с ИМТ – 29,1 ± 0,37 кг/м2 и массой жира, составляющей в среднем 36,2 ± 1,6% от общей МТ (в норме масса жира у женщин составляет 19-22% от МТ). Программа включала трехразовые занятия в неделю с чередованием беговой, танцевальной и силовой нагрузки общей продолжительностью 80 мин Специального соблюдения диеты не было. В ходе исследования отмечено статистически достоверное уменьшение массы жира в среднем на 8%. Но общая МТ при этом не изменялась, что было связано с адекватным увеличением безжировой массы. Наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению аэробной физической работоспособности. На основании полученных данных авторы делают первый вывод о том, что физические нагрузки могут быть самостоятельным средством коррекции избыточной МТ. Однако они не должны быть весьма интенсивными, продолжительными и выполняться менее 3 раз в неделю.
Итак, как видно из вышесказанного, проблему применения физической культуры как самостоятельного средства для коррекции ИМТ в данное время нельзя считать решенной. Физические нагрузки могут быть самостоятельным средством коррекции избыточной массы тела. Однако они должны быть весьма интенсивными, продолжительными и выполняться не менее трёх раз в неделю. Поэтому для многих пациентов, страдающих ожирением, со сниженными функциональными резервами организма, отягощенными сопутствующими заболеваниями, физические нагрузки как самостоятельное средство лечения ожирения неприемлемы.
Как считает А.И.Клиорин (1989), при избыточной МТ и ожирении эффективность двигательной активности окажется выше в тех случаях, когда ее исходный уровень низок и гипокинезия играет патогенетическую роль в происхождении этой патологии. В случае, когда имеющийся уровень двигательной активности нельзя считать патогенетическим фактором увеличения МТ, то усиление ее, с точки зрения редукции массы, потребует назначения интенсивных мышечных нагрузок, которые поддерживать длительное время весьма затруднительно для пациентов. Сокращение физических нагрузок в будущем неизбежно будет иметь отрицательные последствия, в том числе нарастание МТ. Соответствующие закономерности прослежены в ряде исследований [Солодков А.С., 1990].