Смекни!
smekni.com

Возниконовение жанровой живописи (стр. 3 из 3)

"М.М,Алленов.Образ пространства в живописи а 1а Натура: к вопросу о природе венециановского жанризма. // Советское искусствознание4 83., вып. 1, М., 1984,с.129.

10

заражается все окружение - оно заслоняется, поглощается обилием жестов.. .пространственный образ превращается в один сплошной жест.. .»12

Третий сюжет - изображение странствующих людей, представлен в работах К.Брюллова «Пилигримы в дверях Латеранской базилики»(1825, ПТ), «Прогулка»(1820-е, ГТГ) «У Богородницкого дуба»(1835, ПТ), Ф.А.Бронникова «У часовни»(1858, ГТГ), С.Ф.Шедрина «Озеро Альбано в окрестностях, Рима»(1825, ГТГ), «Терраса на берегу моря.Местечко Капуччини близ Сорренто»(1827, ГРМ). Мотивы дороги, пути переданы в варианте отсутствия движения или в остановке, есть только окончание пути и счастливое достижение цели. Герои венециановских и федотовских произведений живут в деревне или в городе и не меняют место своего жительства в поиских удачи и счастья, поэтому мотив странствия, путешествия, характерный для итальянского жанра, отсутствует и у Венецианова, и у Федотова.

Четвертый сюжет - изображение театрализованного действия. Танцы - один из любимих мотивов для русских художников итальянского жанра. Он существует в двух вариантах: сокращенном - полупортрет (А.В.Тыранов «Девушка с тамбурином», П.М.Шамшин «Пляшущая трастеверинка»(1840, ГТГ) ), и в многофигурных сценах, изображающих праздники и карнавальные шествия, например, К.Брюллов «Праздник сбора винограда»(1827, ГТГ), А.Мясоедов «Римский карнавал»(1839, ГРМ), М.И.Скотти «На карнавале в Венеции»(1839, ГТГ), А.А.Иванов «Октябрьский праздник в Риме»(1842, ПТ), П.Н.Орлов «Октябрьский праздник в Риме» (1851, ПТ). Изображенные в этих работах действия откровенно театральны, праздничны и разыграны. Театральность и праздничность этих работ очевидна, человек в них изображен вне «низкой» бытовой жизни.

Симптоматично, что Венецианов не изображал праздничные моменты крестьянской жизни, хотя подобные сцены находили прежде свое воплощение в работах И.М.Тонкова «Сельский праздник» (1790, ГРМ), И.Я.Меттенлейтера

М.М,Алленов.Образ пространства в живописи а 1а Натура: к вопросу о природе венециановского жанризма. // Советское искусствознание4 83., вып. 1, М., 1984, с.142.

11

«Сцена в кабаке» (1791, ГРМ), художников, предшествовавших Венецианову. Можно предположить, что Венецианову эти работы были известны. К началу XIX века и в последующие годы жизнь крестьянства с ее буднями и праздниками стала одной из основных тем русской живописи и литературы.

Мир русской природы и деревенской жизни передается в живописных полотнах красками, а в литературных произведениях словесными образами.

На память приходят строки из стихотворения Лермонтова «Родина»:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно;

Лермонтов создает поэтический образ Родины, в котором природа, труд и человек едины. Но для него Россия - это не только белые березы, резные ставни, дымок спаленной жнивы - это и безудержное веселье в праздники:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

У Лермонтовских строк и картин И.М.Тонкова, И.Я.Меттенлейтера есть общее -изображение крестьянского праздника. Любопытно также то, что в стихотворении называющемся «Родина», Лермонтов вполне сознательно и избирательно выстраивает ряд высокотипических зрелищ и сцен, без которых созидаемый им

12

собирательный образ родного края был бы неполон. То есть без зрелища праздничного гуляния и пляски картина была бы неполна. Между тем Венецианов с тем же намерением создавая обобщенный собирательный образ России, никогда не изображал подобного рода увеселительных сцен. М.М.Алленов замечает по этому поводу: «Это знаменательное исключение позволяет отметить еще одно свойство венециановского мира: будучи лишен драматизма и конфликтности в повествовательной фабуле, он, однако, не лишен некоей озабоченности -постоянной, вошедшей в привычку, ею отмечены все лица венециановских персонажей, которые никогда не бывают ни беспечными, ни тем более веселыми. Но это не грусть и не меланхолия - спутники праздности. Это неизбывное тайное печалование людей, не знающих праздности, которым вверена самая насущная людская забота - радение о земле. В ней - этос крестянской жизни, родственный материнской заботливости».13

Картинам Федотова тоже присуща театральность, но в них представлена намеренно неизящная жизнь с ее бытовыми мелочами, а человек изображен в повседневной обстановке. Если в итальянском жанре это театральность сопоставима с костюмными мизансценами романтической оперы, то «театральность» Федотова тяготеет к бытовому правдоподобию реалистического театра приблизительно между Гоголем и Островским.

В итальянском жанре сюжета как информации о событии, раскрывающемся в действиях героев нет, нет в нем и психологической проблематики. Общей темой всех итальянских жанров является мир человеческих чувств, и художники воссоздают различные формы эмоционального контакта человека с миром.

Мир чувств, изображаемый в итальянском жанре - это мир чувств, присущих абстрактному человеку. Мир, где искусство и жизнь оказываются тождественны.

Человек в итальянском жанре всегда вне общественного статуса, вне социальной среды. С этим связано и практически полное отсутствие в итальянском

13М.М,Алленов.Образ пространства в живописи а 1а Натура: к вопросу о природе венециановского жанризма. // Советское искусствознание" 83., вып. 1, М., 1984,с.13О.

13

жанре городских сцен. Городские мотивы, городская проблематика отсутствуют, поскольку город предполагает прежде всего социальные связи между людьми и определенную социальную ограниченность человеческой личности. Итальянский жанр стремится воспроизвести естественного, свободного человека, а это с социальным и городским никак не сочетается.

Собственно интерьерные сцены встречаются в итальянском жанре редко. Художники избегают изображения в особенности бытового интерьера, отдавая явное предпочтение интерьеру церкви.

В картине Федотова «Разборчивая невеста» интересным вариантом является интерпретация итальянского жанра. Федотов с иронией изображает персонажей своей картины и с неменьшей иронией относится к «идеальной норме» итальянского жанра, поэтому вполне понятно, почему он изобразил в интерыере комнаты на стене «Девушку с тамбурином» Тыранова.

Картина Федотова выполнена в той же колористической манере «а 1а Брюллов», что и итальянка Тыранова, грань, отделяющая «норму» итальянского жанра от ее прозаичных искажений в реальности, оказывается размыта.

Но наиболее часто в итальянском жанре возникают изображения, ситуации, пограничные между интерьерным и открытым пространством. Так, герои итальянского жанра часто оказываются изображенными на балконе.14

Следует назвать еще один популярный в то время мотив - окна или раскрытые двери. Мотив, часто встречающийся у романтиков, получает в итальянском жанре свою трактовку. Сохраняя четкое разделение и противопоставление двух пространств, итальянский жанр обычно переворачивает романтическую схему: человек, как правило, обращен не из замкнутого интерьерного пространства в бесконечное, а наоборот, из открытого пространства устремлен в интерьер15.

В целом пространство в итальянском жанре строится обычно как

14А.Н.Мокрицким «Девушка на карнавале» (1840-1845,Таганрогский художественный музей), П.Н.Орлов «Римский карнавал»(1859, ГРМ), В.И.Суриков «Сцена из римского карнавала» (1884, ГТГ).

15К.Брюллов «Пилигримы в дверях Латеранской базилики», «Итальянка с ребенком у окна» (1831, ГМИИ А.С.Пушкина), «Итальянская семья»(1830, ГТГ), С.Ф.Щедрин «Неаполитанская сцена»(1827, ГТГ), «Рыбацкая кухня в гроте» (1829, ГТГ).

14

двухплановое: площадка, на которой сосредоточены фигуры, и фон, создающий некое подобие театральной сцены и театрального задника. Такое построение пространства лишает изображение пространственности, сводя все пространство картины к узкой полоске на первом плане.

У художников итальянского жанра форма существует вне пространственных связей, она оторвана от них подчеркнутой силуэтной выразительностью, Венецианов учит видеть пространственные связи объема.

Персонажи итальянского жанра редко бывают обращены к созерцанию собственно картинного пространства. Как правило, их взгляды направлены на зрителя или друг на друга, либо в направлении, параллельном картиной плоскости, и замыкаются на конкретном обьекте. Это равнодушие к пространству, согласуется с отрицанием в итальянском жанре временных характеристик изображенного мира, с отрицанием подвижности времени, его длительности и незавершенности. Художник в итальянском жанре хочет представить жизнь гармоничную, понимая ее как жизнь неподвижную.

Противопоставление «натуральной» и «ненатуральной» натуры, сменившее, как отмечено в работе М.М.Алленова, в венециановском жанре классическую оппозицию «натуры простой» и «натуры изящной»16, лежит и в основе итальянского жанра.

Венециановский человек раскрывается в категориях этических, а в итальянском жанре преимущественно эстетических.

«Эстетика, противопоставляющая «натуру простую» «натуре изящной», на итальянской почве была попросту снята: обе эстетические категории сливались воедино».17

Таким образом, в итальянском жанре на картинной плоскости создается мир чистого искусства, идеальный, удаленный от всего реального, созданный из одних образов и красок.

М.М,Алленов.Образ пространства в живописи а 1а Натура: к вопросу о природе венециановского жанризма. // Советское искусствознание" 83., вып. 1, М., 1984,с.127.

Е.Яйленко. Итальянский жанр в русском искусстве первой половины XIX века. В кн. -Пинакотека 16-17. 2003.М.,с.78.

15