Смекни!
smekni.com

Олжас Сулейменов (стр. 5 из 5)

… Китайское авторство в шелковом деле никто не может отрицать. Но тогда почему собственнокитайское название шелка ни в одном европейском языке не найдено? Название шелка в ряде языков обретало модельное значение «ткань» с дальнейшим развитием – «материал для изготовления нижней одежды», «нижняя одежда, рубаха»… Переносилось на другие материалы. Семантика порой предельно деградировала.

Фактор шелка оказывал мощное влияние на экономические, геополитические и культурные процессы большой части Евразии, по меньшей мере, полтора тысячелетия. Каждый этнос, оказавшийся в зоне влияния Шелкового пути, сохраняет в культуре и в языке следы этого воздействия. Тюрки же не просто находились в этой зоне, они участвовали в ее создании.

Тюрки проходили с караванами тысячи километров. Шелковые походы должны были длиться долгими месяцами, а порой и годами. Они вносили в языки тех земель, через которые пролегал Путь, имена не только шелка, но и названия одежды из других материалов. В русском за века собралось довольно много такого рода тюркизмов. Например, существительные – прилагательные: башлык, архалук, войлок, каблук, чулок и др. К этому же классу формально относится и шелк.

Тюркизмы в славянских не удивляют. Но теперь мы можем объяснить и лексический обмен между тюрками, римлянами и древними греками. Подключение тюркских материалов помогает понять происхождение многих европейских слов. Например, эллины нижнюю рубашку именовали хитон, римляне – туника, древние тюрки иш-тоны («нижняя одежда»). Русичи поняли буквально: в летописях штаны еще называют «иш-тоны».

Великий шелковый путь полтора тысячелетия помогал Востоку и Западу выходить из островных состояний навстречу друг другу. Движение это не было плавным и гладким, но без него мировая цивилизация не достигла бы сегодняшних рубежей.

В одном из своих выступлений Олжас Сулейменов сказал буквально следующие слова: «Протестую против деления человечества на национальные уделы». Этим самым он подчеркивал, что каждый народ оставил свой вклад в истории, каждый народ оказал свое влияние на исторический процесс.

Народы Великой степи, которые составят основу, костяк казахов, на протяжении многих веков влияли на процесс развития человечества. Древние саки, тюрки, огузы, кончаки и т.д. каждый из них оставил память о себе в действиях, оказавших влияние на другие народы, на общий ход мирового исторического процесса. Это все вместе взятое будет представлять «Историю Казахстана» - историю народа, героические предки которого остановили завоевателя мира Александра Македонского, были пресечены попытки завоевания Великой степи Киром и Дарием. В новое время выходцы из Великой степи назывались во многих случаях решающей силой. Так без тюркской конницы победа Александра Невского была бы невозможна над шведами. Грузинская царица Тамара обращалась к степнякам, чтобы оградить свое царство от турок-сельджуков. Исторических примеров можно перечислять очень много.

Все эти факты не «белые пятна» истории казахского народа, проявленные в последнее время, а факты, которые сознательно умалчивались, чтобы поддерживать утвердившееся положение, что тюрки – исконные кочевники, следовательно, резко отставали от оседлых земледельческих народов.

Опровержению этого установившегося положения и была посвящена творческая деятельность Олжаса Омаровича Сулейменова. Ни одна сторона жизни казахского народа не была им не просто не обойдена, а рассмотрена через микроскоп, чтобы не была утрачена ни одна деталь, способствующая воссоздать подлинный облик казахского народа. И эта работа Олжасом Омаровичем блестяще выполняется, чем и вписывает он свое имя в Историю.


V.ПРИМЕЧАНИЕ

І. Введение.

1. Аупбаева Ж. « Время в судьбе поэта»,«Казахстанская правда» 15 мая 1996 г.

2. Аупбаева Ж. « Время в судьбе поэта» «Казахстанская правда» 15 мая 1996 г.

3. Тасмагамбетов И. «Зримый образ великой культуры»,«Казахстанская правда» 19 мая 2001 г.

Глава І

1. Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

2. Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

3. «Слово о полку Игореве», «Детгиз», 1975г.

4. А.Абдакаримов, «История Казахстана», Астана 1999г.

5. Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

Глава ІІ

1. Сулейменов О. «Письма другу», «Казахстанская правда» 12 мая 2001 г.

2. Сулейменов О. «Письма другу», «Казахстанская правда» 12 мая 2001 г.

3. Н.Назарбаев «В потоке истории».2000г.

4. Сулейменов О. «Ассирийский период», «Казахстанская правда» 18 мая 2001 г.

5. «История Казахстана» т. 1 , «Атамўра», 1996г.

Глава ІІІ

1. Сулейменов О. «Ассирийский период», «Казахстанская правда» 18 мая 2001 г.

2. Сулейменов О. «Ассирийский период», «Казахстанская правда» 18 мая 2001 г.

3. Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

4. А.Абдакаримов, «История Казахстана», Астана 1999г.

VI. П Р И Л О Ж Е Н И Е

ХРОНОЛОГИЯ

ДРЕВНИХ ПИСЬМЕННОСТЕЙ

1 Египетское письмо 32 т. до н.э.
2 Китайское письмо 2т. до н.э.
3 Санскрит 1 т. до н.э.
4 Греческое письмо 9-8 в. до н.э.
5 Латинское письмо 7в. до н.э.
6 Кон сонатное письмо 5-11в. до н.э.
7 Демотическое письмо 7-8 в. до н.э.
8 Алфавит древних тюрков 7в. до н.э.
9 Письмо Майя 1в. н.э.
10 Грузинское письмо 5в. н.э.
11 Армянское письмо 5в. н.э.
12 Письмо народов романской группы 9в. н.э
13 Письмо славян (кириллица) 9в. н.э.
14 Письмо славян (глаголица) 10-11 в. н.э.
15 Монгольское письмо 12-13в. н.э.
16 Корейское письмо 15 в. н.э.

ПАМЯТНИКИ

ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

716г.- памятник Тоньюкука содержат сведения о Восточном каганате,

упоминаются события жизни западных

722 г.- памятник Кули-чора тюрок

732г.- Кошо- цайдамская стела в честь Бильге-кагана

Эти памятники являются эталоном рунического письма. Установлено авторство. Это член каганского рода Йолыг-Тегин, первый известный по имени писатель, писавший на Тюркском языке.

747г.- 759г. Селингинский камень, представляющий эпитафию в честь Эльетмиш Бильге-кагана, содержит первое упоминание этноса кипчак.

756г.-Терхинская стела – датирует переселение карлуков в Жетысу, содержит первое упоминание племени Ямга.

7-10 в. – Суджинская стела, надписи долины Енисея содержат материалы о Кыргызком государстве и средневековом Казахстане.

6-8в. –надписи на могильных камнях , монетах, бытовых предметах содержат сведения о времени правления тюргешских каганов из «чёрных родов» Сулук-Чабытчора и его сына.