Смекни!
smekni.com

Ампир как художественный стиль (стр. 2 из 2)

В целом все этапы развития стиля отразились в названии "историзм" или "эклектика". И то, и другое название стиля свидетельствует о присущем эпохе пассеизме (интерес к минувшему) и об использовании механического соединения различных стилистических элементов прошедших исторических эпох. Лучше всего различать историзм как образ мышления, а эклектицизм как художественный метод, то есть историзм пользуется методом эклектики — смешением стилей — как средством для воплощения в жизнь собственных идеалов.

Историзм характеризуется постепенной сменой при общем смешении стилевых направлений того или иного преобладающего вкуса, задающего тон всем, создаваемым в этот период произведениям искусства. Так, романтизм по новому интерпретировал готические элементы в создаваемых художественных произведениях, отдавая должное присущему средневековью духу рыцарства и сентиментальности; хотя одновременно в романтическом историзме можно проследить отголоски барочных и рокайльных приемов, соединенных с изящной вязью "пламенеющей готики" и имитацией орнаментов эпохи Возрождения. Это первое стилистическое направление эпохи историзма способствовало окончательной ломке старых классицистических форм и послужило стимулом к созданию новых форм, приведших к появлению целой череды ретроспективных стилей.

В России в 1830-е годы одновременно с веяниями неоготики, пришедшими из Англии и охватившими всю Европу, развивается культ национального русского стиля, с понятием которого связывается русская художественная традиция, русская самобытность, отличная от западной, отражающая своеобразие истоков русской культуры. К сформировавшемуся в указанный период русскому стилю мастера неоднократно возвращались на протяжении всего столетия, окончательное же выражение стиль получил в русском модерне в начале 20 века.

В последующие десятилетия 19 века появляются и другие неостили, получившие названия в соответствии с теми историческими периодами, в которые они развивались в различных странах или же согласно основным декоративным элементам и приемам, используемым в те или иные годы в архитектуре и прикладном искусстве. Довольно часто разные стилистические направления сосуществовали в один и тот же период, взаимно дополняя друг друга.

В конце 1830-х годов готическое Возрождение уступает место так называемым "помпеянскому" стилю и стилю "неогрек", навевавшим воспоминания о черно- и краснофигурной вазописи, меандрах и росписях, найденных в залах зданий Помпеи и Геркуланума, погибших во время извержения Везувия. Тогда же формируется и стиль "необарокко", окончательно развившееся в полноценный стиль к 1840-м годам. В этот же период продолжает свое существование и поздний классицизм, получивший в Австрии и Германии название "бидермайер", ставшее символом бюргерского благополучия и уюта, во Франции же это стилистическое направление распространилось как "стиль Луи-Филиппа". Простая, уютная обстановка интерьеров этого периода, рождающая ощущение интимности и замкнутости пространства, сменилась к 1850-м годам роскошным и блистательным неорококо, придавшим особнякам лоск и пышность покоев в домах высших слоев современного общества - состоятельной буржуазии.

Устав от утонченного переплетения элементов декора, первоисточниками которым служили готика, барокко и рококо в 1850-1860-х годах художники, мастера обращаются к благородному и строгому классицизму, который обрел свое второе рождение, сочетая простоту линий со стилистическими чертами Ренессанса, стилей Людовика XIII и Людовика XVI. Это богатое разнообразие нового стиля приобрело особую выразительность благодаря вновь вспыхнувшему интересу к стилю "неогрек" и "помпеянскому стилю", а также к египетскому искусству, столь любимому в эпоху стиля ампир.

Если в 1870-е годы преобладают интерьеры и утварь во вкусе "уютного" стиля "позитивизм", отразившего в себе все приметы нарастающего индустриального производства, подменяющего сделанное кустарным способом художественное убранство помещений, то в 1880-е годы происходит возвращение к роскоши рококо. Но это так называемое "третье рококо" выглядит уже несколько "засушенным" вследствие распространения машинного производства, работающего на массового потребителя, хотя в орнаментике и декоре мастера демонстрируют точные глубокие познания предыдущих стилей.

Последним этапом развития угасающего стиля историзм явился стиль Людовика XVI, благородство строгих форм и гладких поверхностей которого подчеркивалось изящными гирляндами и медальонами, а также использованием нежной пастельной цветовой гаммы.


Обостренное чувство времени и особый интерес к истории характеризуют все художественные направления эпохи стиля историзм, или эклектика, охватившего основной временной отрезок 19 века. Склонность к ретроспективизму отразилась как в архитектуре, интерьерах и прикладном искусстве, так и в постоянном наблюдении за последними археологическими открытиями и в публикациях исторических и художественных исследований. Но одновременно с попыткой мастеров как можно глубже понять сущность того или иного стиля, относящегося к ушедшим эпохам, появляется и стремление к тиражированию созданных ими произведений искусства посредством применения машин, техники. Таким образом, эпоха пытается поставить исключительное на конвейер общедоступного. Изысканные предметы, доступные ранее лишь людям с хорошим вкусом и большим достатком, заполнявшие прежде прекрасные комнаты и блистательные салоны, тиражируются, получая жизнь в "топорных" копиях, которые заполняют скромные квартиры. Итак, настоящие произведения искусства, выполненные художниками во вкусе той или иной эпохи, соседствуют с грубыми подделками. Возможно, именно это и привело стиль "историзм" к своему логическому завершению, как впоследствии это случится и с таким самобытным стилем, как модерн. Но, наверное, не только индустриальная революция послужила причиной угасания стиля, вероятно, усталость от постоянно повторяющегося использования старых форм послужило решающим толчком к созданию нового, ни на что не похожего стиля, родившегося из увядающей, уже бессильной эпохи историзма, - модерна. Хотя, надо отметить, что некоторая "чахоточность" состарившегося стиля "историзм" перешла в модерн стиль.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лопатко М.Н. Историзм как художественное явление. — Санкт-Петербург: АО "Славия", 1996. — С. 12-13.

2. Рождественский И.А. Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е - 1890-е годы. — М.: Просвещение, 1988. — 132 с.