Введение.
Жизнь человека в обществе подчинена определенным законам, в каждой культуре формируется система правил и запретов, которая предписывает, как нужно поступать в разных случаях, или чего делать не нужно. Способы человеческого общения также диктуются культурными нормами. Исполняя эти нормы мы не задумываемся откуда они взялись, а просто знаем, что руководствуясь ими мы поступим правильно. Актуальность данной темы очевидна, так как люди постоянно используют культурные нормы, решая различные проблемы, даже не задумываясь, что может быть, если хоть какая-то часть общества проигнорирует эти нормы. Таким образом, цель моей работы-
Выявить значение культурных норм в жизни общества
Задачами для достижения которой являются:
1. Определить понятие культурных норм;
2. Рассмотреть различные классификации и перечислить функции;
3. Проследить за такими явлениями как нарушение норм и нормотворчество.
Литература, использованная мной: в первую очередь – это «Социальная культурология» Ерасова, где автор наиболее подробно рассматривает явления разрушения норм и нормотворчества. В книге «Культурология» под редакцией Солонина и Кагана целый раздел посвящен культурным ценностям и нормам, где представлена их типология, функции, приведены интересные примеры и данные. Не менее полезна была «Культурология для культурологов» Флиера, которая помогла понять и раскрыть тему культурных норм. Еще очень интересна и важна оказалась тема – культурные ценности. И конечно, я пользовалась энциклопедией
«Куультурология. XX век» для определения собственно терминов «культурные нормы», «нравы», «ценности»…
Основная часть.
1. Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Необходимость этого вызвана тем, что материальные продукты культуры, которые создаются людьми, лишь показывают границы их возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально они представляли собой правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм[1].
культурная норма(лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном[2]. В каждой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго отклоняющимся или девиантным. Слово «нормальный» обычно означает «усредненно-правильный», «соответствующий нашему представлению о норме как о «золотой середине». В ряду положительных значений этого слова лежат и оценки человеческих свойств (в том числе и психических). Хотя иногда человек может отрицательно оценивать соответствие норме, считая нормальное поведение обычным, заурядным, ординарным. Тем не менее оба подхода (положительный и отрицательный) к норме свидетельствуют о ее осознании в качестве ориентира.
Признанность норм в культуре не обязательно опирается на «официальные» указания, распоряжения. Они прежде всего признаны в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они являются «неписанными», но вполне возможно сделать эти нормы писанными. Часто их фиксируют документально и утверждают соответствующими инстанциями. Устанавливаемые государством правовые нормы – являются официальным выражением культурных норм, которыми регулируются различного рода отношения. Правда, «юридические формулы далеко не всегда достаточно хорошо согласуются с исторически сложившимися культурными нормами, к тому же они не исчерпывают всего многообразия культурных норм».[3]
Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого. Выполнение норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. Но общество тоже осуществляет контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение.
Нормы являются не только эталонами и идеалами, ориентируя людей на то, к чему они должны стремиться, кому подражать. Нормы могут выступать также в качестве запретов. Например, во всей Европе запрещено курение в общественных местах.
Культурные нормы могут передаваться из поколения в поколение и превращаться в «привычки общества» - обычаи, традиции, таким образом сохраняясь в неизменности веками.
2. Флиер отмечает, что для лучшего понимания феномена культурных норм следует обратиться к типологии. В «Культурологи для культурологов» Флиер делит нормы на:
- институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс).
- этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции).
- конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).
- эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает наиболее сильное влияние на человека.[4]
Не менее интересна типология у Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана[5], нормы подразделяются на 3 основных слоя:
- общекультурные нормы – нормы, которые распространяются на всех членов общества. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом. Употребляя понятие «общекультурные», авторы имеют в виду нормы, общие для одной культуры. Нормы специфичные для одной культуры могут показаться неприемлемыми представителям других. Так например, французы едят улиток, китайцы едят змей, а жители некоторых племен в Новой Гвинее и людей считают деликатесом. Однако существуют нормы одинаковые почти для всех культур: уважение к родителям, забота о детях, любовь к родине и т. д. В наши дни существуют и международные, межкультурные нормы – правила охраны памятников ЮНЕСКО, правила проведения спортивных международных соревнований.
- групповые нормы – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, являющейся лишь частью культуры. Это могут быть формы обращения военнослужащих друг к другу, нравы, сложившиеся у фанатов эстрадной звезды, правила светского этикета. Такие нормы могут вступать в противоречие с общекультурными нормами.
- ролевые нормы – предписывают как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (роль отца, руководителя, мужа, покупателя). Социальная роль - совокупность функций, которые подлежат исполнению, согласно неписанным традициям, обычаям. Человек за свою жизнь исполняет множество ролей. Интересно, что если изменяются нормы поведения, характерные для одной роли, то это вызывает изменение и в других ролях (чем больше одобряется работа женщины, тем более привычным становится выполнение мужчиной домашних обязанностей).
Перечисленные выше классификации лишь дополняют друг друга, но не исключают. При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных группах, в разные исторические периоды расходятся между собой. Нарушение столового этикета, этикета деловой встречи вызывает неловкость, ставит в затруднительное положение, но не влечет за собой жесткого наказания. В случае неисполнения обязательных норм (к примеру, правовых) могут применяться более серьезные санкции. Иногда допускается вариативность норм – человек может выбирать из набора стандартных образцов, существующих традиций. Возможны ситуации, когда предусмотрена полная свобода действий, например, в домашней обстановке.
Теперь, когда подробно рассмотрены типы культурных норм, следует перейти к их функциям. На мой взгляд, самая важная функция выделена у Ерасова: «Исключить влияние случайных, чисто субъективных обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям»[6]. Ожидаемое поведение – это очень важно, особенно в такой динамичной и насыщенной жизни, какой является наша повседневная жизнь. Трудно себе представить что будет, если все начнут переходить дорогу на красный свет, вместо правой стороны в движении держаться левой.
Руководствуясь другим источником можно выделить также следующие функции:
- организация совместной деятельности людей и поддержание общественного порядка. Совместная жизнь людей была бы невозможна без норм, регулирующих их взаимодействие. Такую функцию авторы называют социальной.
- определение технологии человеческой деятельности – что и как надо сделать, чтобы достичь успеха в каком-либо деле, получить конкретный результат. Нормы, выполняющие эту функцию (производственно-технические нормы, «секреты» профессионального мастерства) несоциальны, так как определяют некие алгоритмы и программы действий, ведущих к поставленной цели, но не определяют социальной значимости этой цели.
Обе функции могут существовать по отдельности, а могут соотноситься между собой: например, обряд инициации в древних обществах. «Нормальное поведение подвергаемого испытаниям подростка должно продемонстрировать его физическую зрелость (технологическая задача), а также способность пользоваться правами и выполнять обязанности полноправного члена общины (социальная задача).[7] Можно привести еще вариант взаимодействия двух функций: правила поведения на рабочем месте включают не только качественное выполнение поставленных задач, но и социальное взаимодействие коллег.