Другой древней формой оседлого жилшца была землянка (жер теле, яли казба уй), уходившая в землю на глубину до 1,5м. Над ямой надстраивали стены и землянку покрывали плоской крышей. Позднее стены стали возводить со дна ямы. Окна в землянках вначале устраивали в кровле, рядом со специальными отверстиями для дыма. Землянки были распространены в Западном Казахстане и Семиречье. [8, с. 403]
Однако во второй половине XIX в. эти формы, особенно шошала, были уже отживающими; оседлыми жилищами стали наземные четырехугольные помещения. В конце XIX в. шошала служила только кухней или жильем для батраков, хотя и была обязательным компонентом усадьбы.
Строительные материалы и строительная техника были весьма разнообразны. Наиболее древними были постройки из дерна (шым), из двух рядов плетня, пространство между которыми засыпали землей, а также глинобитные и каменные. В XIX в. казахи применяли при возведении жилищ кладку из сырцового кирпича и деревянные срубы. Постройки из сырцового кирпича широко распространились в конце XIX - начале XXв., повсюду вытесняя более приметивные жилища.Деревянные срубные дома повсеместно, за исключением немногих районов, богатых лесом (северные и восточные районы Казахстана, горные районы), возводили только баи, феодалы и торговцы; рядовым казахам они были недоступны.
Жилище строили обычно без фундамента, с маленькими окнами, расположенными высоко над полом. Кровлю чаще делали плоской, державшейся на одной-двух матицах (метке, белагаги), поперек укладывали жерди (сыргауыл), которые застилали хворостом, камышом и сеном. Сверху крышу засыпали землей или покрывали пластами дерна. Позднее стали делать полого-двускатную кровлю: от центральной матицы слегп с легким наклоном шли на длинные стены; высота ската зависела от диаметра матицы. Полы преобладали земляные, только в богатых домах настилали деревянные полы, причем нередко прямо на землю. Местами (в Акмолинской области) в жилищах половину комнаты занимал деревянный помост (сэки), на котором протекала вся жизнь обитателей дома. [8, с. 404]
Жилище XIX в. большей частью представляло собой однокомнатное помещение, которое в морозы нередко служило также приютом для теленка и ягнят. Это было довольно большое помещение, в плане близкое к квадрату, отапливавшееся уже, в отличие от шошалы и землянок, очагом с прямым дымоходом; в очаг вмазывали котел. С середины XIX в. в Северном Казахстане стали распространяться так называемые голландки, русские печи и очаги с калориферной стенкой, в которой проходил дымоход в трипять колен. К началу XX в. голландки и очаги с обогревателями были распространены повсюду, за исключением Южного Казахстана и Семиречья.
Развитие типа оседлого жилшца до революции шло по линии превращения его в двухкамерное и выделения хозяйственных помещений. С одной стороны, комплекс жилых построек у рядовых казахов стал дополняться отдельным неотапливаемым помещением, служившим кухней а кладовой (отдельно стоящая шошала), с другой — происходило деление первоначально одной комнаты на две, с увеличением ее размеров, причем
вместо квадратной формы ей придавали уже продолговатую. Печь ставили посредине комнаты, и сама печь (или обогреватель) делила комнату на две части; одна, ближе к двери, служила прихожей и кухней (ауыз уй), другая, большая по размерам,— чистой жилой комнатой и гостиной (тер уй, ЦонаЦ уй). В начале XX в. в некоторых домах уже появились отделявшие эти комнаты тонкие перегородки, правда, редко доходившие до по-голка.В оседлом жилище проявлялись резкие социальные различия. Баи, купцы, феодальная знать имели на зимовьях большие усадьбы, состоявшие из деревянных и кирпичных домов самих баев, обширных хозяйственных построек и домов, вернее лачуг, для батраков или бедных родственников. Для последних нередко строили примитивные землянки или использовали старые шошала. Дома баев обычно ставили русские плотники и каменщики или татары. Это были дома на высоком фундаменте, состоявшие из нескольких комнат, нередко с высокими крышамя. Во внутреннем убранстве их обитатели стремились подражать городским татарским домам.
Но подобные усадьбы я благоустроенные жилища имели только богачи али феодальная верхушка, в значительной мере воспринявшие городской быт. большинство же байских жилищ отличалось лишь размерами и убранством, а также качеством строительного материала, но отнюдь не типом жилища. Они были столь же тесно связаны со скотными дворами, лишены притока свежего воздуха и лишь немного менее мрачны, темны и сыры, тем жилища рядовых казахов. [8, с. 404]
Пристанищем бедняков, особенно батраков, не имевших своего жилища я обслуживавших баев, были землянки, мало отличавшиеся от хлевов для скота. Очевидец, побывавший в Акмолинской области в 1878 г., характеризовал их как «образцы жилищ первобытного человека, вкопанные в землю, с небольшим бревенчатым срубом, покрытым жердями, с земляной насыпью и дымовым отверстием».
Зимним помещением пользовались около трех-четырех месяцев, местами пять-шесть. Появление печи и дробление жилища на две части еще более изменили обстановку по сравнению с юртой. Благодаря наличию сараев, кладовых и других подсобных помещений жилая площадь освободилась от хозяйственных припасов и некоторых вещей.
Обстановка оседлого дома напоминала юрту. Основу убранства составляли войлоки — ими застилали пол, завешивали стены. В чистой поло-зпне у стены складывали жюк, справа от него располагалась постель. По стенам и на жердях, подвешенных к потолку, развешивали одежды, сбрую, оружие. Около печки или в отдельной кухне складывали посуду и хозяйственную утварь. [8, с. 405]
Значительно больше стало деревянной мебели: сундуков, шкафчиков, кроватей. Вошли в обиход низенькие круглые столики. Местами появились своеобразные буфеты, посудные полки, ряд вещей был заимствован из русского обихода: столы, стулья, самовар, фаянсовая посуда. Распространилось освещение керосиновыми лампами, сменившпми прежние масляные светильники (шырак).
Оседлое жилище на зимовьях было шагом вперед по сравнению с юртой и надежно укрывало своих обитателей от суровых морозов и ветров. Но в подавляющем большинстве дореволюционное оседлое жилище было крайне неблагоустроенным, отчасти из-за необеспеченности огромного большинства казахов, не имевших средств на покупку хороших материалов и наем опытных строителей, отчасти в силу старой кочевнической традиции, согласно которой зимние дома считались временным, второстепенным жильем и к их благоустройству не прилагалось особых усилий. Так, широко было распространено обыкновение на лето, при откочевке, забирать с собой все рамы окон и двери со створками. В результате непрочная поетройка за лето наполовину разваливалась и ее приходилось каждую осень основательно ремонтировать. [8, с. 405]
Земляные полы, отсутствие фундаментов, несовершенство строительной техники приводили к тому, что жилище быстро сырело. Зимой в нем было душно, так как оно не имело притока свежего воздуха. Это усугублялось тем, что все испарения кухни оставались в комнате. Нередко, помимо людей, в помещении находилось несколько животных, да и соседство жилья со скотным двором далеко не способствовало чистоте воздуха. Помещение обычно было низким, и кубатура воздуха была недостаточна для живших в нем людей.
Антисанитарные условия жизни в зимних домах способствовали развитию различных заболеваний — кожных, простудных, глазных. Жизнь в юрте летом была несравненно легче, и недаром даже джатаки, которые не могла кочевать, все же стремились сохранить хотя бы и плохую юрту и с весны переселялись в нее, ставя ее около дома или близ поселка. [8, с. 405]
Развитие оседлого жилища до революции тормозилось социальными причинами: обнищанием масс, сохранением кочевого скотоводства как основной формы хозяйства и связанным со всем этим низким культурным уровнем трудящихся. Только Октябрьская революция и последующее строительство социализма в казахском ауле привели к быстрому и коренному изменению форм жилища, ускорили процесс оседания казахов.
При советском правительстве произошли изменения во всем бытовом укладе, в культуре и психологии казахского крестьянства. С этого времени начался новый этап в развитии оседлого жилищау казахов.
С периодом коллективизации связано появление и развитие новой формы поселения. Господствующий тип поселения у казахов до революции мы условно называем гнездовым. Пять-десять хозяйств (а иногда и два-три), кочевавших вместе летом, ставили рядом и своп зимние дома. От другого «гнезда» их могли отделять несколько сот метров или десятки километров. Этот тип поселения соответствовал дореволюционному хозяйственному быту и социально-экономическому укладу казахов. Около рек, в районах развития земледелия такие гнезда располагались близко одно от другого и образовывали длинные (вдоль берега) селения, протяженностью в несколько километров. Так, в Амангельдинском районе Кустанайской области на берегу р. Тургая встречаются развалины зимних жилищ старого аула, насчитывавшего 200 хозяйств. [8, с. 406]
Наряду с этим типом поселения складывался другой: селения джата-ков—бедняков, лишившихся скота и перешедших целиком к занятию земледелием, имели уже уличный и линейный планы. Эти селения возникали обычно в районах со значительным количеством русского переселенческого крестьянства п строились по примеру русских сел.