Для северных районов и особенно для Центрального Казахстана, где процесс перехода к новому типу жилища осуществляется медленнее, характерно в настоящее время усовершенствование жилища старого типа. В нем прежде всего увеличивается число комнат. Так, в Семипалатинской и Карагандинской областях, а также в Тургае преобладающим становится трехкамерное жилище с весьма характерным планом: в середине прихожая, из нее вход в две комнаты по бокам. Жилище с такой планировкой обычно обозначают термином карсы уй (от карсы — противоположный), или коржын уй (коржын — переметная сума). [8, с. 409]
Изоляция от хозяйственного двора также происходит постепенно: вначале делали отдельные входы в жилой дом и во двор. Некоторые дома строят уже так, что хотя хозяйственные помещения и примыкают к дому и связаны с ним кровлей, но входы у них отдельные. Исчезает устаревшая техника постройки - дерновая, плетневая и др. Улучшается сам дом—выше делают потолки, увеличивают размеры окон. Наконец, некоторые колхозы и совхозы возводят дома нового типа: с дощатым потолком и полом, высокой кровлей, иногда на несколько квартир.
Совершенствуется и способ отопления. В настоящее время всюду начинает преобладать наиболее удобная в условиях Казахстана печь-обогреватель, уже давно вошедшая в быт населения северных, центральных и западных областей. Позднее (уже в годы Советской власти) она стала распространяться и в Южном Казахстане. Топится она обычно через низкий очаг, используемый для приготовления пищи, для чего в него вмазан котел (такой очаг называют казандык). В Семипалатинской и Карагандинской областях, кроме того, нередко встречаются голландки и русские печи.
Значительные перемены произошли в убранстве жилого дома. В домашний обиход казахского крестьянства вошло много элементов городского быта — различная мебель (кровати, столы, шкафы), зеркала, электрическое освещение, радио. Окна и двери обычно завешаны белыми занавесками и портьерами из пестрого ситца. Стены украшены портретами членов семьи, фотографиями, репродукциями картин, иногда красочными плакатами или географическими картами. [8, с. 410]
Вместе с тем убранство жилого дома сохраняет национальный стиль. Характерно расположение вещей вдоль стен комнаты; середина ее остается свободной и застелена войлоками, алашой или ковром. Кровати задернуты белыми или вышитыми пологами. У одной из стен сложен жюк, обычно закрытый вышитой занавеской. Интерьер казахского дома красочно оформлен узорными войлоками, коврами, узорной алашой (терме алаша), настенными войлочными или сделанными из ткани и украшенными вышивкой или аппликацией ковриками (тускииз).
Во многих домах сохраняются старые предметы быта: резные деревянные ящики (кебеже) или расписные сундучки (эбдире), а также сундучки, украшенные тисненой кожей и серебром, узорные войлочные, ковровые или вышитые сумки для мелких вещей. Национальные традиции сказываются в стремлении по возможности украсить такие бытовые предметы, как покрывало, полотенце, сундучок. Повышение материального уровня предоставляет эту возможность каждому рядовому колхознику и рабочему.
Развитие новых, современных форм архитектуры Казахстана наиболее ярко прослеживается в городском строительстве. Некоторое оживление городского строительства наблюдалось и в дореволюционный период, после окончательного присоединения Казахстана к России. Бывшие военные крепости превращались в города, становившиеся новыми центрами культурного и экономического тяготения отдельных районов Казахстана. Строительство этих городов, имевших прямые и широкие улицы и некоторые элементы внешнего благоустройства, было прогрессивным явлением в практике градостроительства Казахстана.
В то время как в городском строительстве в западных и северных районах Казахстана господствовали приемы и формы различных стилей русской архитектуры, в южных и степных районах строительство велось на основе использования местных традиций. Возрождалась техника ароч-но-купольных конструкций из жженого и сырцового кирпича в Южном и Центральном Казахстане и из естественного камня - в Западном. Применялись терракотовые и глазурованные плитки для облицовки зданий (Центральный и Южный Казахстан). Совершенствовалась техника резьбы по камню и стенной росписи в Западном Казахстане (долина р. Эмбы и Мангышлак). [8, с. 411]
Большое число памятников культовой архитектуры, многие из которых являются подлинными произведениями искусства, относится к XIX — началу XX в. Таковы здания мавзолеев Жуздена и Торт-Кара (Центральный Казахстан), Шокея и Кара-Сопы (Южный Казахстан), Аптмана, Калишева и Жубана (Западный Казахстан).
Великая Октябрьская социалистическая революция создала необходимые условия для расцвета новой архитектуры.
Создание гигантов социалистической индустрии, сооружение железнодорожных магистралей, создание новых городов и рабочих поселков, массовое строительство в совхозах и колхозах, коренная реконструкция старых городов и других населенных пунктов — все это является одним из ярких выражений социалистических преобразований обширной территории Казахстана. [8, с. 412]
Прогрессивное развитие архитектуры Казахстана, как и любой из национальных республик Советского Союза, идет в общем русле становления новой советской архитектуры, обусловлено единым идейным содержанием. Начиная со второй половины 30-х годов, проводилась усиленная работа по критическому освоению наследия классической и национальной архитектуры. Многочисленные общественные и жилые здания крупнейших городов, построенные в довоенный период, отличаются целесообразностью планировки, логичностью композиции и ясностью художественных образов. [5, с. 106]
Одним из важных достижений советской архитектуры Казахстана является развитие ее национальной формы. Архитектура здания Казахского академического театра онеры и балета, законченного в начале войны, представляет собой первый положительный опыт поиска национальной формы. «снованный на творческом использовании мотивов казахской орнаментики. Вторым и более удачным примером может служить строительство жилого городка нефтяников в г. Гурьеве (архитекторы С. В. Васпльковский, А. Г. Арефьев, В. Романовская, удостоенные Государственной премии).
В архитектуре большого количества жилых, общественных и культурно-бытовых зданий, возведенных в послевоенный период, более широко применяются приемы и формы народного зодчества и мотивы богатого орнаментального искусства. В той или иной степени национальный характер носит архитектура зданий нового Дома Правительства республики. Академии наук Казахской ССР, больницы Турксиба, аэровокзала в Алма-Ате, зданий Дворца шахтеров, почты и телеграфа в Караганде, клуба и жилых домов в поселке суперфосфатного завода в Джамбуле, павильона Казахстана на Выставке достижений народного хозяйства в Москве и многих других. [8, с. 413]
Из крупных уникальных архитектурных сооружений, выстроенных в последние годы, можно отметить Центральный стадион на 30 тыс. зрителей и широкоэкранный кинотеатр «Ала-Тау» в г. Алма-Ате, Дворец культуры в Усть-Каменогорске, здание Ленинского райкома партии в Караганде.
Здание Дома Правительства, являющееся стержнем ансамбля центральной площади им. В. И. Ленина в г. Алма-Ате, выполнено в крупных, монументальных формах. Национальный характер архитектуры подчеркнут восьмигранными колоннами и своеобразным рисунком капителей, оригинальной трактовкой венчающего карниза, стрельчатыми арками въездных ворот. Здание сооружено из высококачественных материалов — железобетона, гранита, церезитовой штукатурки. [8, с. 413]
Внешняя архитектура Центрального стадиона с четким рисунком пилястр и широкими проемами окон, опоясывающими всю окружность спортивного ядра и трибун, проста и выразительна. После сооружения закрытого плавательного бассейна, крытого спортивного зала, теннисных кортов он будет одним из крупнейших спортивных комплексов страны.
За советские годы архитекторами республики разработано несколько серий типовых проектов жилых домов и объектов культурно-бытового назначения, имеющих более рациональную планировку, отражающую современный уровень развития строительной техники, особенности природно-климатических условий республики. [8, с. 414]
Одежда
Национальная одежда казахов в прошлом былатесно связана с кочевым бытом и господствующейотраслью хозяйства — скотоводством. Это выражалось и в формах одежды, и в материалах, применявшихся для ее изготовления. Наиболее древними материалами для одежды у казахов были ткань из верблюжьей, реже овечьей шерсти, тонкий войлок, кожи и шкуры домашних п диких животных. Однако в быт казахов давно уже вошли хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, привозившиеся из Средней Азии, Китая; с XVIII в. в степь стали проникать русские фабричные материалы, которые благодаря своей дешевизне быстро вытесняли все остальные. В XIX в. фабричные ткани начали вытеснять из быта, в первую очередь зажиточных казахов, сукна домашнего изготовления, а также кожи и шкуры. Значительную роль в этом сыграл рост товарности казахского хозяйства. Шерсть и кожи стали продавать, а для своих нужд покупали готовые ткани. Уже в к. XIX в. перестало бытовать большинство видов местных серебряных украшений; некоторые заменились покупными, другие употребляются лишь в праздники. Больше всего носят браслеты, кольца, перстни. Молодые женщины надевают также браслеты из бус или бисера. Новым видом украшения стали часы с браслетом, которые имеются у многих девушек-колхозниц. На юге носят разнообразные бусы - коралловые (маржан), бисерные, стеклянные фабричного производства. Девочки и молодые девушки по-прежнему украшают камзол и шапочки монетами, серебряными пуговицами, бляшками. Старинные украшения на косы и пояса с серебряными бляхами надевают только в исключительных случаях, обычно ими украшают комнату или хранят как реликвию. [8, с. 416]