Смекни!
smekni.com

Материальная культура Казахов (стр. 6 из 6)

Ели прежде на полу. Поверх войлока пли ковра расстилали скатерть (дастаркан), на которую ставили посуду. В некоторых районах Казахста­на (раньше всего на юго-востоке) вошли в употребление низенькие круг­лые столики.

Кочевой и полукочевой образ жизни обусловил характер употребляв­шейся в быту посуды. У казахов преобладали различные виды кожаной и деревянной утвари. Для перевозки и хранения молочных продуктов шили различные мешки (саба, торсык) из выделанных кож домашних живот­ных. Из хорошо выделанной, нередко украшенной тиснением кожи изго­товляли фляги (кеукерлн, казмойын). Из кожи делали также подойники для кобыльего молока (кенек), ведра для воды (кауга). Деревянная посуда состояла из всевозможных больших блюд для мяса (табак) и кумыса (те-гене), корытец для мяса (астау), небольших чашек для еды и питья (аяк), поварешек для кумыса (ожау), маслобоек (кубг). Легкая, небьющаяся, она была удобна для перевозки при перекочевках. Для фаянсовой посу­ды (кесе, пияла) изготовляли из войлока специальные красиво орнаменти­рованные футляры. [8, с. 428]

Металлической посуды было немного — котел для варки пищи (казаи), самовар, чайники, медный или чугунный кувшин (кман).

Национальные блюда в значительной степени и теперь являются ос­новой питания казахов. Сохранились также способы заго­товки и хранения мясных и молочных продуктов. В ряде животноводче­ских районов Казахстана, где занятие земледелием и огородничеством в силу климатических условий затруднено (Гурьевская область, юг Кустанайской области), свежие овощи по-прежнему почти отсутствуют в пита­нии местного населения. В таких местах сохранилась и сезонность в питании казахского крестьянина. Однако старые национальные блюда стали питательнее и вкуснее, так как жиры и мясо доступны теперь всей массе трудящихся. В целом же в Казахстане за годы Советской власти ого­родничество получило широкое развитие. Овощи прочно вошли в пищевой рацион казахского населения. Многие продукты, в прошлом совершенно неизвестные основной массе казахов (различные кондитерские изделия, фрукты, крупы, макароны), теперь пользуются большим спросом. Благо­даря тесному общению с русским населением многие казахские семьи, особенно в городах, стали приготовлять русские и украинские блюда (супы, борщ, каши). Очень многие как в городах, так и в сельских мест­ностях, пользуются общественными столовыми, где наряду с обычными русскими блюдами готовятся и среднеазиатские блюда - куырдак, манты, палау. [8, с. 429]

В несравненно более широких размерах казахи потребляют теперь хлеб. Наряду с его национальными видами (бауырсак, таба нет и др.) во многих областях пекут в специальных печах (нан пеш) кислый хлеб. Вместе с тем многие городские хлебозаводы наладили выпечку националь­ных пресных лепешек, пользующихся спросом и у казахского, и у русско­го населения. Полностью сохранили свое значение старые национальные молочные напитки и сыры. Любимый напиток казахов - кумыс -пользуется большой популярностью и в городах среди русского на­селения.

Сохранение в значительной степени национальных традиций в питании местного,особенно сельского, населения обусловило использование неко­торых форм национальной посуды: кожаных мешков и фляг, деревян­ных блюд, котлов для приготовления пищи. Вместо старой, связанной с кочевым бытом и поэтому исчезающей посуды широко бытует новая, бо­лее удобная и гигиеничная: фарфоровые и фаянсовые чашки с блюдцами, стаканы, эмалированные тазы, ведра, кастрюли, чайники, ложки, вилки. Не редкость в колхозах примусы, керогазы, а также электроплитки. [8, с. 429]