Смекни!
smekni.com

Идеал человека в античности, христианском средневековье, Возрождении сравнительный анализ (стр. 1 из 3)

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирская Академия Государственной службы»

Реферат по предмету:

Культурология

Тема: «Идеал человека в античности, христианском средневековье, Возрождении: сравнительный анализ».

Выполнила:

студентка группы 10113

Поцелуева Анна

Проверила:

Отургашева Наталья Вадимовна

Новосибирск 2010

Содержание

Введение………………………………………………………….…….... 3

1. Идеальный человек………………………………………….…..... 4-7

1.1 Представления народа об идеальном человеке……….……. 4-6

1.2 Аспекты идеального человека, сформированные обществом.. 6-7

2. Идеал человека в античности……………………………………... 8-13

2.1 Сущность человека по Сократу…………………………..…… 8-9

2.2 Проект идеального государства, общества…………….…….. 9-11

2.3 «Середина» в идеале человека…………………………….… 11-13

2.4 Понятие «калокагатия»…………………………………….…… 13

3. Идеал человека в христианском Средневековье……………….…...14-16

4. Идеальный человек в эпоху Возрождения…………………….…. 17-19

Заключение………………………………………………………………. 20

Список литературы………………………………………………………. 21

Введение

Человек, сам по себе, на протяжении уже нескольких десятков веков является предметом изучения различных ученых, но до сих пор он таит в себе загадки. Во все времена самым актуальными были вопросы: каким должен быть человек? Что считать идеалом человека? Можно ли достичь идеала в реальной жизни?

На мой взгляд, очень правильный ответ дал французский историк 19 века Томас Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героические истории»: «Идеалы никогда в полной мере не осуществляются в действительности, но они должны существовать, если мы вовсе не будем к ним приближаться, то все погибнем». Таким образом, именно благодаря стремлению к идеалу, в частности к идеалу человека, происходит прогресс в обществе.

Однако в разные времена представление об идеальном человеке было разное. Во многом эти взгляды формировались под влиянием исторической действительности и отвечали потребностям соответствующей эпохи.

Целью данной работы является: проследить, каким виделся идеал человека в трех эпохах: Античности, христианском средневековье и Возрождении и дать сравнительный анализ этим представлениям.

Так как интересующей меня проблемой занимались философы, то целесообразно при написании данной работы было использовать их труды, и прежде всего, труды Сократа, Платона, Аристотеля, как ярких философов античности. Среди философов Средневековья - Фомы Аквинского и Святого Августина. Идеал человека в эпоху Возрождения изучался, прежде всего, на основании творчества итальянских гуманистов, начиная с Франческо Петрарки и закончивая Джованни Пико де Мирандола.

1. Идеальный человек

1.1 Представления народа об идеальном человеке

Идеал— высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления, также – это:

1) образец личных качеств, способностей;

2) высшая норма нравственной личности (личностный идеал);

3) высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал);

4) совершенство в отношениях между людьми (этический идеал);

5) наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.

Среди многочисленных сокровищ народной мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их». Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека – залог народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие «совершенства» претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

1.2 Некоторые аспекты идеального человека, сформированные обществом

Издревле человек – общественное существо. Он живёт среди людей. Люди объединяются в семьи, в коллективы. Человек постоянно находится среди себе подобных. В зависимости от того, в каком коллективе человек находится, он старается соблюдать правила поведения, установленные в этом коллективе. Коллектив оценивает человека по нескольких критериям:

· Настойчивость (именно настойчивый человек добивается много в своей жизни);

· Выдержанность (как часто нам не хватает выдержанности, а ведь порой мы находимся в двух шагах от намеченной цели);

· Непоколебимость (идя к намеченной цели, человек встречает множество преград на своём пути);

· Целеустремлённость (у человека должна быть цель);

· Энергичность (всем известно, что энергичные люди добиваются гораздо больше, чем люди пассивные);

· Интеллект (люди, добившиеся успеха в своей жизни, чаще всего люди с большим умственным потенциалом);

· Знания (чтобы добиться успеха в намеченной цели, необходимо обладать некоторыми знаниями, использовать опыт других людей);

· Реализм (нужно трезво оценивать свои возможности, а, оценив, идти к своей цели);

· Динамическая корректировка (всё в мире меняется, открываются новые возможности, и чтобы легче было добиться своей цели, нужно подстраиваться под условия жизни);

· Хорошая физическая подготовка (выдержка);

· Внушение доверия к себе (человек, который внушает к себе доверие, может много добиться);

· Отсутствие плохих ярлыков (на каждого человека «вывешиваются» ярлыки, пусть это будут хорошие ярлыки).

2. Идеал человека в античности

2.1 Сущность человека по Сократу

Интерес античных философов к человеку появился не сразу. Долгое время в центре их внимания находился космос и мировое устройство. Лишь софистам удалось произвести смещение оси философского исследования с космоса на человека. Благодаря Протагору (491-481гг. – к. 5 в. до н.э.), провозгласившему: человек есть мера всех вещей, стало возможно дальнейшее изучение человека.

Одним из первых, изучением человека занялся Сократ (470 -399 г. до н.э.) Главный вопрос, который мучил Сократа: что есть сущность человека? А ответ, полученный им, в конечном счете: человек – это его душа. Причем под душой Сократ понимал наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение.

Таким образом, в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа человека: «Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели – богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства». В соответствии с этим, идеальный человек, по мнению Сократа, – человек добродетельный.