Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Он считает, что рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди защищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителей человечества.
Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в. до н. э. его называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение о нем сохранилось на все последующие века.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н. э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.
В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся комедии и трагедии. Но от трагедий IV в. до н. э. сохранились лишь небольшие фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до дошли целиком одна пьеса и несколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени - Менандра.
Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической (или новоаттической) комедией. Время ее расцвета - конец IV-III в. до н.э. В новой аттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н.э. На смену представлений о божественном миропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное счастье, общественное положение-все зависит от воли случая. Случай определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии играет мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко использовали психологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста, несомненно, влияли и на оформление масок, помогавшим зрителям распознавать тот или иной персонаж.
В новой комедии заметно влияние Еврипида. Близость многих его героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний - вот то, что новая комедия взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора, который был бы органически связан с развитием действия, - хор выступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться в сложной интриге.
Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно - филантропическая направленность. В лучших произведениях проводились передовые идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражения такие важные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальный сюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловко устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.
4. Архитектура древнегреческого театра
Необходимо сказать и об архитектуре древнегреческого театра, т.к. она тоже очень повлияла на дальнейшую архитектуру театров.
Первоначально место для представлений устраивалось крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай - "танцую"), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции, и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре - до 10 тысяч.
В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай -"смотрю") и скену (скенэ - "палатка", позже деревянное или каменное строение).
Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены -проскений, имевший обычно вид колоннады, -изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества.
Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы-пароды, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры.
Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым уровнем развития античной техники. В театре классической поры внимание зрителей сосредотачивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не на внешних эффектах.
Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.
За долгие века человечеством было создано множество шедевров театрального искусства, которое, собственно говоря, и положило начало литературе. За это время можно проследить две тенденции создания произведений. С момента зарождения театра вплоть до начала ХХ века театр был представлен отдельными личностями, как Эсхил и Софокл в древнегреческой литературе.
В последние десятилетия театр представляют больше актеры и режиссеры, нежели авторы собственно произведений. В это же время произошел и значительный спад значения театра.
Но появление многочисленных и разнообразных театров предусматривает широкие перспективы дальнейшего развития драматургии.
Театральное искусство можно назвать одним из факторов, которые способствуют преодолению территориального и национального разъединения людей.
Список использованной литературы
1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18, стр. 507-510.
2. Гиро. П. Частная и общественная жизнь греков. – Издание Т-ва О.Н. Поповой - СПб.,1913 г.
3. История зарубежного театра/под редакцией проф. Бояджиева Г.Н. и
проф. Образцовой А.Г. "Просвещение". - М.,1981 г.
4. Паневин К.В. «История Древней Греции» Издательство «Полигон», Санкт-Петербург,1999 г. с.574-579.
5. Тронский. И.М. История античной литературы. "Высшая школа", - М.,1988 г.